Совершая полеты на самолете вы наверняка не раз видели в аэропортах легковые автомобили с табличкой Follow me, проблесковыми маячками и необычной желто-черной клетчатой окраской, разъезжающие между воздушных судов или прямо по взлетной полосе.
Это машины сопровождения, которые во многих странах так и называют — follow me car или автомобиль «следуй за мной». У нас они появились еще в 1970-х и назывались машинами наземного лидирования или попросту «эскортными».
Как и полвека назад, в обязанности таких автомобилей по сей день входит сопровождение самолетов по территории аэродрома от посадки до места стоянки, высадки пассажиров или наоборот от здания аэропорта до взлетной полосы.
Чаще всего такая услуга сопровождения при помощи автомобиля предоставляется пилотам, незнакомым с аэродромом. Или же самолетам, маневрирование которых происходит без привязки к обозначенным на земле рулежным дорожкам.
Таким образом, машины Follow me помогают воздушным судам в безопасном и быстром маневрировании на земле. Порой к их услугам аэропорты прибегают в условиях плохой видимости.
Иногда автомобили наземного сопровождения задействуют и для других целей. Например, никто другой не сможет так же быстро доставить к самолету членов экипажа по территории аэродрома.
Или с их помощью сотрудники аэропорта могут оперативно проверить наличие посторонних предметов на взлетной полосе либо сообщения о ее повреждении.
В качестве машины Follow me может служить любая легковая или коммерческая модель. В Европе у них, как правило, яркий желтый окрас или желтый в черную клетку для лучшей видимости в любую погоду.
Также неотъемлемой частью машины Follow me является порой достаточно высокая конструкция с табличкой на крыше, которая должна быть хорошо видна пилотам самолетов, и крупными оранжевыми или красными сигнальными огнями.
Для этой работы иногда используются довольно необычные автомобили. Например, в аэропорту австрийского Цельтвека с табличкой Follow me раньше ездил ситикар smart fortwo, а в Ганновере самолеты сопровождали Porsche Cayman и Audi R8.
В Лейпциг-Альтенбурге до 2006 года путь самолетам указывал Trabant. В Словении, в аэропорте Порторож, роль Follow me car лет 15 назад выполнял и вовсе подержанный мопед. А в Болонье на взлетной полосе можно встретить даже суперкар Lamborghini.