Удивление тех, кто встречает на выставках или на улицах города продукцию советского автопрома с правым рулем, не знает границ. Что это, самоделки? Разновидность тюнинга? Вовсе нет! Это настоящие заводские праворульные «Жигули». Так называемый реэкспорт.
Многие наверняка слышали о существовании экспортных модификаций советских автомобилей. Они выглядели лучше, имели более богатое оснащение и опции, недоступные для советских граждан. Но самое интересное, что экспортные модели производились не только с левым рулем.
Подобные модификации были разработаны для рынка Великобритании и, кстати, пользовались там поначалу (советские «Жигули» начали экспортировать на Запад в начале 1980-х) большой популярностью.
Это вполне логично — «Жигули», по европейским меркам, стоили недорого, а с дополнительными дилерскими опциями так и вовсе были настоящими конфетками. Правда на сегодняшний день увидеть в Великобритании Lada Riva, экспортный вариант ВАЗ-2104, 2105 и 2107, практически невозможно.
Они встречаются там реже, чем дорогущие суперкары. Что уж говорить о России, где, по идее, их вообще быть не должно. Тем не менее, есть настоящие фанаты, которые ищут, находят и хранят эти невероятно редкие автомобили.
Иван — как раз один из таких людей. В его руках побывало уже несколько праворульных «Жигулей» и на данный момент он является обладателем одной из самых редких модификаций — праворульной «четверки», которая для английского рынка имела куда более мелодичное название — Riva.
Этот автомобиль находится практически полностью в заводском исполнении, без каких-либо доработок. Это и делает его особенно ценным.
Lada Riva 1988 года выпуска снова оказалась на родине благодаря одному человеку из Карелии, который в 1980-х перегонял в Советский Союз автомобили из Англии. Однажды он перевез обратно и этот универсал.
Сначала машину использовали, а потом законсервировали в гараже, где она простояла порядка 20 лет. Ее выкупил и пригнал в Москву друг героя нашего рассказа, который после долгих уговоров продал машину самому Ивану.
Для своих лет сохранился автомобиль действительно хорошо. Даже стандартно для классики проваливающиеся поддомкратники — не про этот экземпляр. Об отсутствии аварий говорит и тот факт, что все до единого стекла на машине — родные заводские, сохранившиеся с 1988 года.
В глаза сразу бросаются шильдики на английском языке, полосы по бокам кузова, нанесенные еще на заводе, оригинальные колесные диски Melber, решетка радиатора с дополнительными фарами, редкие зеркала Hagus и люк.
В салоне все привычно, за исключением того, что руль расположен справа. Многие праворульные «Жигули» в силу возраста имеют весьма потрепанные передние панели. Это вещь крайне редкая и купить ее очень непросто. Этому автомобилю повезло: передняя панель практически в идеальном состоянии.
Сиденья пришлось заменить на вариант от «семерки» (точнее, с такими она уже была куплена), а весь остальной салон — оригинальный. Разметка спидометра и одометра, разумеется, в милях.
Под капотом Riva двигатель объемом 1,3 литра мощностью 64 л.с. по паспорту. Двигатель родной. Состыкован с пятиступенчатой коробкой передач. Из отличий от леворульной версии — расположение механизмов рулевого управления, а также управления сцеплением, дросселем и тормозами, что логично, ведь руль с педалями располагаются с другой стороны.
Это означает, что у кузовов с правым и левым рулем отличаются моторные щиты. Они получаются зеркальными, как и расположение всех технологических и крепежных отверстий. При этом большинство деталей, при возникновении каких-то поломок, подходят от обычных «четверок» и «пятерок».
Единственной проблемой может стать поломка рулевого редуктора. Он здесь свой, особенный. Новый такой не найти.
По ходовой части от ВАЗ-2104 отличий нет. Ее, кстати, пришлось полностью обновить, так как на том наборе, что стоял еще с 1988 года и безвозвратно потерял за столько лет все свои характеристики, передвигаться было невозможно и опасно.
В ближайших планах — полная перекраска кузова. На данный момент краска родная, и за столь долгую жизнь лакокрасочное покрытие заметно износилось. А дальше — эксплуатация исключительно в качестве автомобиля выходного дня с хранением в теплом гараже. Такой автомобиль нужно беречь.