Два обычных коневода Дугуйдан Винокуров и Мичил Неустроев решили установить мировой рекорд и доказать, что их родные якутские лошади — самые выносливые на свете. Собрав нехитрые пожитки, мужики, вскочив в седла, отправились в путь длиной 9,5 тысячи километров, намереваясь за год добраться от полюса холода до самой Москвы. На одном из привалов «Лента.ру» поговорила с путешественниками.
«Лента.ру»: Вы сейчас где?
Дугуйдан Винокуров: Еще в Якутии. Никак мы из нее не выберемся, все едем и едем. А еще стоим и стоим... Вышло вот как: мы выехали 5 марта из Оймякона, а в Якутск прибыли 29 марта. И там два месяца решали всякие организационные вопросы, пока 21 мая не выехали и оттуда. А 8 июня прибыли в Верхневилюйск, где занялись оформлением ветеринарных документов на лошадей. Думаю, это около месяца займет...
Какой-то путь с препятствиями. Сколько километров уже удалось проехать?
Как раз сегодня считал — 1563 километра.
Всю эту дорогу вы преодолели вдвоем с Мичилом Неустроевым?
Да, только он и я. Ну, и еще четыре наших лошади якутской породы: на двух из них мы едем, а еще две везут груз... У меня тут недавно спросили, привычно ли мне столько времени проводить в седле. Скажу вам тоже: на такие большие расстояния на лошадях еще никто не ездил. По крайней мере, никто из якутов. С другой стороны, это дело для меня довольно привычное, потому что на лошадь я сел раньше, чем начал что-то понимать, то есть совсем в раннем детстве.
Отец посадил?
Наверное... Я ведь рос в тайге, в коневодческой семье, у меня и отец — коневод, и мать, и сестры с братьями. Мы всегда играли с лошадьми, с собаками. И, конечно, помогали родителям. Отец меня всегда с собой брал за табуном следить, на охоту, короче, везде...
Тяжело было?
Весело было! И очень интересно. Потому что кататься на лошади вообще мое любимое занятие, еще совсем ребенком я делал это часов по пять подряд.
Вы и сейчас фермер?
Как сказать... Вообще, до того как отправиться в этот конный поход, я таксовал, мотался между районами. А потом, как только мы затеяли эту поездку, я машину продал.
Чтобы купить лошадей?
Нет, зачем! Лошади у меня свои! И родительская ферма до сих пор жива. Я там часто бываю: приезжаю летом на сенокос, весной — на отел, осенью — на забой. А машину продал, потому что подумал: если я буду ехать на лошади год-два, чего она просто так стоять будет? Лучше я эти деньги в походе использую, потому что какие-то траты постоянно возникают.
Год-два? То есть вы точно не знаете, сколько продлится ваш поход?
Вообще, мы рассчитываем, что попадем в Москву на следующий год к празднику Ысаах, который будет приурочен к столетию нашей республики. А потом уже решим, что делать дальше. Может, домой вернемся, может, поедем в Царское Село, чтобы повторить маршрут одной из якутских лошадей, которая, согласно преданию, когда-то дошла туда из Благовещенска.
Сколько часов в день вы планируете проводить в пути?
Не планируем мы такое. Будем отталкиваться от состояния лошадей. Считается, что якутская лошадь может пройти в день до 150 километров, но мы, конечно, не станем использовать их вот так, на износ, а будем делать переходы километров по 30-60. Ехать нам далеко, лошади нам нужны здоровые и сильные.
Ваши лошади молодые?
Вполне! Двум нашим лошадям по девять лет, одной — восемь, а еще одной, то есть одному, — 14. Для лошадей это самый лучший возраст — от восьми до 20 лет. Это... как вам объяснить... Как мужик от 30 до 60!
Потрудиться, видимо, им придется как следует. Ехать ведь нужно будет не только по полям, но и по трассам?
Уже пришлось, к сожалению. Например, когда мы выехали из Оймякона, мы преодолели по трассе километров 400. Да и из Якутска до Верхневилюйска тоже по трассе шли.
Ваши лошади подкованы?
Хороший вопрос! Дело в том, что якутские лошади вообще не приучены к подковам, потому что их никогда не подковывают. Нет в этом необходимости. И я был уверен, что такой необходимости не будет и дальше. Но когда мы поехали из Оймякона в Якутск — 954 километра, — я заметил, что копыта наших лошадей стерлись. А если летом ехать по асфальту или гравию? Тоже сотрутся! Поэтому лошадей нам пришлось подковать, что оказалось непросто: сами-то мы это делать не умеем, а мастера все подряд отказывались. Их можно понять: якутская лошадь — она ведь с очень своеобразным характером, пинается, может укусить, дерется, если к ней кто незнакомый подходит. Пришлось нам самим учиться, да только не очень хорошо это пока у нас получается: по дороге в Верхневилюйск мы много подков потеряли. Пришлось заказывать новые.
Какие-то еще трудности были на вашем пути?
Нет. Все идет по плану, включая питание лошадей. Я так это выделяю, потому что, честно говоря, немного на эту тему переживал. Мы же выехали в марте, когда на Севере еще снег глубокий лежит, и температура иногда доходила до минус 52 градусов. Но какое-то время нас сопровождала машина с сеном и овсом. А в населенных пунктах нам помогали местные коневоды, за что я им очень благодарен. Сейчас же кругом трава. Хотя овес лошадям все равно нужен: его нам дают в деревнях, где мы ночуем.
Просто незнакомые люди?
Ну да. Хотя ну как незнакомые... Они следят за нашим передвижением в Instagram и зовут к себе на постой. Очень ждут.
Это здорово. Но это в Якутии, а как к Москве ближе будете, где ночевать планируете?
В поле, в палатках. А лошади рядом с нами. В гостиницу нас точно никто не пустит...
Слушайте, если ваши лошади осилят всю эту дорогу, вам нужно будет их в долгосрочный отпуск отправить!
Отправим, отправим! Будут отдыхать столько, сколько им захочется. Ну, и мы заодно тоже отдохнем.
Борис Войцеховский