Мы часто пишем, что перевод каких-либо моделей на турбированные двигатели может повлиять на спрос. Все потому, что у многих покупателей на российском рынке есть представление, что турбина — устройство капризное, ненадежное и обязательно повлияет на стоимость обслуживания и эксплуатации. Если говорить о старых машинах, то это действительно отчасти было так. Но сейчас ситуация изменилась.
Миф No 1. Турбомоторы ненадежны
В современных двигателях ломается что угодно, но... только не турбины. Выходят из строя топливные насосы высокого давления в моторах с непосредственным впрыском, катушки зажигания, растягиваются цепи ГРМ, забиваются масляные трубки, разваливаются от детонации поршни, а с самим турбокомпрессором проблемы обычно возникают реже и на более серьезных пробегах. А если вы решили купить подержанный автомобиль, то неисправность турбины легко определят на любой сервисной станции.
Миф No 2. Турбомотор нужно заправлять только высокооктановым топливом
В случае с высокофорсированными двигателями в «заряженных» автомобилях, конечно, это правда. Или после так называемого «чип-тюнинга», когда программным образом увеличивается давление наддува и рекомендуется использовать более высокооктановое топливо, чтобы избежать риска детонации.
А стандартные турбомоторы невысокой мощности некоторые автопроизводители разрешают заправлять даже бензином «Аи-92» — например, 150-сильный двигатель объемом 1,3 литра у Renault: его ставят на Duster, обновленный Kaptur и купе-кроссовер Arkana. Мы, кстати, проехали на таком бензине от Якутска до Магадана в экстремальных условиях, и ни с одним мотором проблем не возникло.
Миф No 3. С турбомотором неудобно ездить
Раньше двигатели с турбонаддувом страдали крайне нелинейным характером нарастания крутящего момента. Сначала, на низких оборотах, машина никуда не ехала, а потом, когда выхлопные газы достаточно раскручивали крыльчатку турбины, возникал резкий скачок тяги.
От водителя это требовало повышенной концентрации — нужно всегда было держаться в правильных оборотах. Но сейчас наоборот — очень широкая зона максимального крутящего момента и его большие значения на низких оборотах делают езду более плавной и удобной.
Миф No 4. Турбомотор нельзя сразу глушить
Раньше подшипники вала турбины охлаждались только маслом, поэтому необходимо было дать двигателю поработать на холостых оборотах — если его сразу заглушить, то отключается и масляный насос.
Для того, чтобы не ждать несколько минут после поездки, многие владельцы ставили турботаймер. Но сейчас в этом нет никакой необходимости — турбины в современных моторах имеют каналы для антифриза, а его циркуляцию обеспечивают электронасосы, которые могут работать и автономно.
Миф No 5. Турбомотор потребляет очень много топлива
Да, прежде мощные турбированные двигатели действительно страдали повышенным расходом, но оптимизация процессов сгорания, непосредственный впрыск топлива и уменьшение объемов двигателей привели к тому, что в штатных режимах движения турбомоторы потребляют, как правило, даже меньше бензина, чем атмосферные моторы с аналогичной мощностью. Это подтверждают и наши сравнительные тест-драйвы.