Стремительный технический прогресс, гордость за личные, семейные и корпоративные достижения, готовность идти в ногу со временем и, конечно же, — верность славным традициям — все это символизируют логотипы марок концерна Stellantis из нашего сегодняшнего обзора.
Возможно, кто-то удивится, но личный бренд — история далеко не сегодняшнего дня.
Фактически первыми предвестниками логотипов были личные клейма мастеров на изделиях и механизмах — в первую очередь, оружии, часах и ювелирке. Для производителя удачных, надежных, хорошо себя проявивших, изящных, безопасных и эффективных изделий такое клеймо во все времена было самой лучшей рекламой, а для покупателя — лучшей рекомендацией, стимулом к покупке.
Со временем роль логотипа менялась: массовые продажи компаний собственниками или наследниками основателей выводили на первые роли ценности бренда, и логотип должен был безошибочно указывать на масштабность, прогрессивность и финансовую стабильность фирмы, а не отдельного конструктора. Кроме того, необычное исполнение логотипа часто подчеркивало использование при производстве продукции новых технологий, материалов, подходов — таким, например, было массовое стремление «посадить» фигурку на капот автомобиля (и такой же массовый отказ от этой моды, когда выяснилось, насколько маскоты травмируют пешеходов при ДТП).
Последний писк моды — за счет простых двухмерных логотипов создавать дополнительные смыслы, акцентируя внимание не на внешних «наворотах», а на спрятанных под скромной оболочкой огромных возможностях компьютерных систем, искусственного интеллекта и высокотехнологичных решений, так характерных для любых современных устройств, включая автомобили.
Peugeot: от легендарного льва — к виртуальному
Свой путь по стреле развития марки Peugeot, которой в этом году исполняется уже 211 лет, царь зверей начал в середине позапрошлого века, появившись на ручных кофемолках, мельницах для перца и соли, а также — на лезвиях для пил, спицованных колесах, столярном инструменте. Именно такими изделиями семья Пежо уже прославила себя задолго до того, как начала производить автомобили.
Расшифровывать новый герб следовало следующим образом: зубья инструмента прочные и острые, как клыки и когти льва, спина — гибкая, как сталь, из которой изготавливают пилы, а скорость производства подчеркивается быстротой этой большой кошки и стрелой, по которой она ступает.
На автомобилях Peugeot фамильный лев впервые появился в 1912 году практически в том же виде, что и на кофемолках, столярном инструменте и велосипедах. Однако позже он несколько раз менял свой облик. Так, в середине 20-х годов он стал более стремительным и агрессивным, поза стала намекать на скорость и дух соперничества. Кроме того, в таком варианте царя зверей было удобно использовать в качестве маскота.
Примерно через десять лет марка решила вернуться к геральдическим мотивам, вернув практически первоначальный логотип, но заключив его в привычный для гербов щит. Следующая итерация тоже имела непосредственное отношение к геральдике — весьма узнаваемый зверь на задних лапах повторял мотивы герба графства Франш-Конте, откуда семья Пежо была родом. Она появилась в послевоенное время, когда французам было чрезвычайно важно восстановить величие своей промышленности, и сделать это под вывеской родного региона было вполне разумной идеей.
Однако уже в 1960 году лого вновь радикально поменялось. Теперь в символическом геральдическом щите был не весь лев, а его голова. Однако вскоре от геральдических мотивов отказались вовсе, решив, что величественная, полная достоинства голова Царя зверей — сама по себе отличный символ. В таком виде лев просуществовал на французских автомобилях до середины 70-х, после чего вновь вернулся геральдический зверь в полный рост. Сначала он был контурным, потом — объемным, потом к силуэту добавился синий фон, наконец, в 2010 году, — стал максимально технологичным, олицетворяя инновационную эру.
В 2021 году компания вновь вдохновилась мотивами 1960 года. Автомобили марки будет украшать все та же величественная голова льва в символическом рыцарском щите.
Opel: личный бренд и непростая история XX века
С фамильной мастерской, поначалу далекой от автомобилей, начиналась и история логотипа другой марки концерна. Впервые затейливый вензель в духе причудливых придворных инициалов появился на швейных машинках, которые производил родоначальник бренда Адам Опель. Именно отсюда и пошла буква О, которая в виде круга присутствует на всех радиаторных решетках марки по сей день.
Намек на вторую составляющую фирменного лого появился несколько позже, в конце XIX века, когда фабрика принялась за производство велосипедов. Именно тогда вместо вензеля АО появилась стилизованная эмблема с полным наименованием отца-основателя, изображением велосипедиста и девизом Victoria Blitz. Девиз можно перевести с латыни как «молниеносная победа», но нам важно, что у слова Blitz в немецком языке есть несколько значений, главное из которых — молния. Но между словом и символом был еще долгий путь...
На протяжении следующих пятидесяти лет логотип многократно трансформировался. Из него достаточно быстро исчезло имя Опеля-старшего, умершего в 1895 году, а фамилию то украшали причудливыми вензелями, то каллиграфично выписывали классическим шрифтом, то помещали в стилизованный глаз, то меняли форму и размер шильдиков под названием (пожалуй, самым причудливым из них стал шильдик 1899 года в виде щита неправильной формы, продержавшийся всего несколько месяцев, но ознаменовавший начало производства автомобилей на фабрике Опеля).
Современное лого было скомпоновано только в 60-х годах прошлого века и вобрало в себя две более ранних идеи: эмблему самых быстрых на тот момент грузовиков Blitz с двумя стрелками (на ней слово Opel изначально вообще не присутствовало) начала 30-х годов и более позднее лого 1937 года, намекающее на появившийся авиационный уклон.
На логотипе 1937 года круг (единственное, что осталось от фамилии Опель) пересекает дирижабль — доказательство технического превосходства марки. Одновременно с этим существует и другой логотип — с полностью написанной фамилией на бело-желтом фоне, с которым компания экспериментировала и ранее.
Постепенно изображение дирижабля приобретало все более ярко выраженные «самолетные» черты, пока в середине 60-х не трансформировалось окончательно в пересекающую круг энергичную молнию.
В 2020 году эмблему вновь обновили, в очередной раз обратив внимание на фирменный желтый цвет, а название марки теперь пишется фирменным опелевским шрифтом, специально разработанным для такого случая. Логотип также двухмерный, что в случае с молнией позволит еще выгоднее играть световыми спецэффектами. Ну, по крайней мере, мы очень надеемся, что производитель воспользуется этой опцией.
Citroen: клеймо инженера на острие технического прогресса
Далеко не каждому инженеру представляется счастливый случай запечатлеть на лого мирового бренда собственное изобретение. Ведь далеко не каждое изобретение получается настолько графичным, насколько прославленная шевронная (или двойная винтовая) передача инженера Андре Ситроена.
Этот логотип появился позже, чем у других марок концерна — в 1919 году, — зато оказался настолько удачным, что его основная идея осталась неизменной на протяжении целого века!
Дело в том, что Ситроену удалось совершить самую настоящую революцию в области производства редукторов и других видов шестеренчатых передач. Первые подобные конструкции работали неуклюже, очень шумно и предъявляли повышенные требования к прочности материалов. Металлургия еще только развивалась, многие процессы закалки и цементации зубьев шестерен еще только отлаживались, с прочностью часто возникали проблемы.
Первоначально шестерни Андре были изготовлены из дерева и предназначались для водного транспорта. Несмотря на то, что для их изготовления использовался вроде бы не самый прочный материал, за счет большой площади сцепления зубьев между собой и малых люфтов, они показывали отличные результаты: работа была надежной и практически бесшумной по сравнению с аналогами других конфигураций.
В начале XX века инженер переехал в Париж, запатентовал свое изобретение и начал изготавливать передачи уже из стали. Такие шестерни были дороже других вариантов и сложнее в производстве — из-за чего в современной технике они вытеснены другими передаточными механизмами и практически не используются. Но на тот момент плюсы многократно перевешивали минусы, и они присутствовали в том или ином виде практически во всех французских автомобилях.
Шевронная передача по сей день сопровождает марку, целиком и полностью соответствуя наиболее запоминающемуся лозунгу французов — Creative Technologie. Несмотря на то, что в буквальном смысле изобретение Андре Ситроена утратило техническую актуальность, как идея оно до сих пор остается в строю, ведь именно креативные технические решения, нестандартный взгляд на общие для всех проблемы и их изящные решения — это то, что в первую очередь отличает французские автомобили от любых других.