Чтобы избежать подобных повреждений, водители ищут пути объезда. Они часто выезжают на полосу встречного движения или при наличии встречного транспорта минуют проблемный участок по обочинам. Иногда инспекторы ГИБДД трактуют такие маневры как злостное нарушение и грозят водителям «лишением водительского удостоверения». Вправе ли они это делать и положен ли вообще штраф за такие вынужденные маневры?
На встречную полосу через сплошную разметку
В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД) водители имеют право объезжать препятствия для избежания ДТП, но только удостоверившись в безопасности маневра. Однако ирония ситуации в том, что далеко не всегда у водителей есть возможность объехать препятствия без нарушения требований разметки или знаков. И здесь возникает правовая коллизия, которая может грозить нарушителям серьезным наказанием.
Далеко не каждый объект, находящийся на проезжей части, может считаться препятствием. Определение этого термина закреплено в пункте 1.2 ПДД. «Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Большие ямы, которые часто встречаются на асфальтовом покрытии, попадают под этот термин, потому как считаются дефектами проезжей части. В соответствии с ГОСТ 50597-93 размеры ям не должны быть больше 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см в глубину.
Все ямы, которые больше хотя бы по одному параметру, должны быть обозначены предупреждающими дорожными знаками, а в условиях недостаточной видимости — заграждением с сигнальными огнями. Однако в реальности никаких предупреждающих знаков дорожники не устанавливают. В итоге неровности и повреждения замечаются водителями всего за несколько десятков метров, и они вынуждены прибегать к экстренному торможению и маневрированию.
Многие выскакивают на встречную полосу. Если разметка прерывистая, то такой маневр разрешен. А как быть, когда она сплошная и висит знак «Обгон запрещен»? В этом случае можно оказаться перед лицом серьезного наказания.
В соответствии со статьей 12.15.4 КоАП РФ «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев».
Естественно, многие инспекторы ГИБДД знают подобные проблемные участки дорог, и нередко там можно встретить дежурящие экипажи, которые фиксируют выезды на встречную полосу и оформляют их по всей строгости закона, в особенности в отношении автомобилистов, совершающих дальние вояжи с семьями на юг.
Можно ли объезжать по обочинам?
Пункт 9.9. ПДД говорит следующее: «Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам». Ездить по обочинам можно только велосипедистам и гужевым повозкам, а также машинам дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
В итоге получается, что на обычной двухполосной дороге со сплошной разметкой законных способов объехать препятствие не существует. Правила требуют вызвать ГИБДД и ждать, пока инспекторы лично организуют такой объезд и будут регулировать движение самостоятельно. Однако такое случается крайне редко и только в местах действительно серьезных повреждений проезжей части, к примеру в горной местности. Как же быть водителям?
Штрафовать можно, но без лишения прав
Отчасти разъяснения дал Верховный суд. За объезд препятствия по встречной полосе водителей нельзя наказывать по статье 12.15.4 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок до шести месяцев.
В этом случае применима другая статья, а именно пункт 12.15.3 КоАП РФ, который предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей. Хотя это тоже немаленькая сумма, но все же не лишение прав. В дальней дороге знание этой статьи поможет защититься от придирок со стороны полицейских.
Правильными могут быть действия по полной остановке перед препятствием и проезд его малым ходом на пределе возможностей подвески. Если повредится порог или элементы ходовой, водитель вправе подать на дорожников иск в суд с требованием возмещения материального ущерба. Конечно, к таким действиям автомобилисты прибегают далеко не всегда.
Однако если рядом с проблемным местом на дороге находится экипаж ГИБДД, он обязан отреагировать на сложности дорожной обстановки и организовать объезд препятствия. Это обязанность инспекторов ГИБДД, и если они, находясь в непосредственной близости от разбитого участка трассы, не предпринимают действий, чтобы помочь водителям, возникают условия для подачи на них официальной жалобы в управление ГИБДД.