В период массовой переобувки шин инфопространство заполонили страшилки о том, что с 1 июня водителей начнут штрафовать за езду на зимних шинах. Приводится даже аргумент — постановление российского Правительства, которым вносятся изменения в Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. К слову, это приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, которые, в свою очередь, стали верным спутником Правил дорожного движения, поскольку утверждены одним и тем же постановлением (No 1090 от 23 октября 1993 года).
Документ этот, хоть и был разработан в прошлом году, но до сих пор не принят, и перспективы его довольно туманны. Впрочем, запрет на использование шипованных шин в летние месяцы на самом деле уже есть в действующем документе — Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Однако ответственности за его нарушение не предусмотрено.
Из-за колес нестандартной размерности могут прекратить регистрацию, а номера и документы подать в розыск
А вот на что действительно стоит обратить внимание при сезонной смене колес, так это на состояние шин и их размерность. За нарушение могут оштрафовать. Минимальная высота протектора для легковых летних шин — 1,6 мм. Если есть индикатор износа, можно ориентироваться по нему.
На размерность не только шин, но и колесных дисков в последнее время тоже стали обращать пристальное внимание. Для каждого автомобиля параметры профиля шины, равно как и диаметр, ширина и вылет диска строго регламентированы автопроизводителем. Как правило, предлагается несколько вариантов. Уточнить их можно в руководстве по эксплуатации, хотя проще всего это сделать, найдя табличку с рекомендованным давлением воздуха для каждой допустимой размерности — обычно она размещается на средней стойке кузова, торце водительской двери или обратной стороне лючка топливного бака.
Если параметры будут сильно отличаться от рекомендованных, это повод для инспектора ДПС остановить такую машину и потребовать от водителя объяснений. С формальной стороны вопроса установка нестандартных колес — это внесение изменений в конструкцию транспортного средства, или, говоря юридическим языком, «исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения». Главное, что на него надо получать разрешение в ГИБДД. Процедура не из самых простых, поэтому ради красивых колес никто тратить на нее время не хочет. А раз так, то у инспектора появляется повод оштрафовать водителя. И хотя штраф символический — 500 рублей, есть и другой механизм воздействия — прекращение регистрации. Это делается руками регистрационного подразделения, поэтому происходит не сразу. Просто в один прекрасный момент водитель узнает, что его машина на учете не стоит, а номера и документы объявлены в розыск. Далее — неизбежная процедура восстановления учета, для чего с красивыми колесами, по всей видимости, придется расстаться.
Все доработки машины требуют проведения экспертизы и согласования с ГИБДД
Аналогичным образом складывается ситуация и с другими техническими доработками. Особенно они бросаются в глаза летом, когда становятся особо популярными оффроуд-покатушки. Весь внедорожный арсенал — лифтованная подвеска, зубастые шины, силовой бампер с лебедкой, шноркель, самодельный багажник на крыше, дополнительная светотехника — оказывается на виду, в том числе сотрудников Госавтоинспекции. А у них возникает все тот же вопрос: согласованы ли изменения конструкции в установленном порядке? В 99% случаев нет. А значит, с той же вероятностью водитель получает либо штраф, либо, в особо вызывающих случаях, прекращение регистрации.
Более прозаична установка фаркопа. В свое время страшилок на этот счет было много, но на самом деле тут все достаточно просто: если фаркоп промышленного изготовления и предназначен для использования на соответствующем автомобиле, это не будет считаться изменением в конструкцию. Возить с собой какие-либо документы на этот счет не требуется — бремя доказывания ложится на инспектора ДПС, если он вдруг решит предъявить претензии. Ровным счетом такая же ситуация и у еще одной популярной летней особенности — багажников, боксов, велокреплений и прочего быстросъемного навесного оборудования, облегчающего перевозку негабарита: если оно заводского исполнения, вопросов к нему быть не должно.
Чип-тюнинг может привести к запрету эксплуатации
В числе тех доработок, которые не на виду, — чип-тюнинг. Вычислить вмешательство в программу управления двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, тормозами (именно эти системы, как правило, модернизируются продвинутыми умельцами) практически невозможно, а значит, ответственность не грозит. А вот установка двигателя другой модели, как правило, более мощного, неизбежно «всплывет» при перерегистрации машины.
В отдельных случаях могут возникнуть вопросы и при проверке на дороге, ведь уровень технической грамотности дорожных инспекторов тоже растет — это факт. К сожалению, качество современных моторов сильно упало, и их замена стала обычным делом в том числе среди владельцев продукции именитых производителей. И чтобы не иметь проблем в будущем, замену лучше осуществлять только на аналогичный агрегат.