С приходом весны в Россию возвращается и проблема лесных пожаров. Палы травы, поджоги для получения контрактов на вырубки, неаккуратное обращение с огнем, возгорания в засушливых регионах в силу естественных причин — все это становится причиной гибели десятков тысяч гектаров леса ежегодно.
Горим!
По данным Федерального агентства лесного хозяйства (далее — Рослесхоз), за время пожароопасного сезона в прошлом году общая площадь, пройденная огнем в лесах, составила 9,1 млн га. Да, ежегодно площадь лесных пожаров снижается, сокращается средняя площадь одного пожара, число возгораний, ликвидированных в первые сутки, растет. Но это все еще значительная цифра.
Как будем тушить?
Каждый год Рослесхоз составляет долгосрочный прогноз пожароопасности по каждому из регионов страны, а региональные лесные ведомства составляет сводные планы тушения возгораний, которые еще даже не возникли. Эти планы предусматривают различные меры, одна из которых — это переброска лесных пожарных на возгорания из других субъектов Российской Федерации.
Так, в 2020 году в девяти регионах (Ярославская, Астраханская, Белгородская, Липецкая, Тульская области, республики Северная Осетия-Алания, Чечня, Калмыкия и Ставропольский край) не было допущено вообще ни одного лесного пожара, а в 23 регионах страны все лесные пожары были ликвидированы в первые сутки. В 2021 году Рослесхоз уже потребовал обеспечить оперативный мониторинг пожарной обстановки в Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях, а также ряде других традиционно горящих регионах, где уже сейчас в лесах складывается сложная пожароопасная обстановка.
При чем тут космос?
Огромную роль в мониторинге, оценке площади и ущерба от лесных пожаров, оперативном реагировании на возгорания, составлении подробной статистики и разработке противопожарных мер играет Информационная система дистанционного мониторинга (далее — ИСДМ-Рослесхоз), которую агентство развивает с 1995 года. В настоящий момент система мониторинга состоит из трех взаимосвязанных компонентов: наземного, авиационного и космического.
Космический мониторинг применяется в первую очередь там, где другие виды наблюдения за пожарами либо малоэффективны, либо небезопасны. Например, в глухой тайге даже регулярные полеты над зоной лесных пожаров представляют собой определенную опасность, что уж говорить о наземном мониторинге?
Система ИСДМ-Рослесхоз позволяет оценить площадь пожара, скорость его распространения и реальный ущерб для экономики, даже если ни один человек не видел этого пожара ни с земли, ни с воздуха.
Как это работает?
В систему поступают данные из различных источников, в том числе — от спутников разного типа. Приборы разных типов несколько раз в сутки передают данные для определения подозрительных зон, в которых лесной пожар, возможно, бушует прямо сейчас. Одни используются для оценки облачности и задымленности, вторые — для определения площади, пройденной пожаром, и фактического состояния растительности после пожара.
Часть спутников передает данные в систему реже — раз в десять дней. Они также нужны для оценки площадей, пройденных огнем, и повреждений лесов на этих площадях. Их также используют для верификации автоматических алгоритмов и уточнения картографических основ.
Ряд данных с других спутников используется тогда, когда есть необходимость уточнить показания других приборов, дополнительно проанализировать информацию по конкретному региону.
В результате спутниковая «сеть» покрывает практически всю страну, даже с двойным, а часто и тройным перекрытием спутниковых сигналов. Это позволяет получать наиболее точную информацию.
Я простой автолюбитель. Чем эта система поможет лично мне?
Данные ИСДМ-Рослесхоз используются в интересном проекте — открытой карте возгораний (ее можно найти здесь и здесь). К сожалению, пока что в открытом режиме она позволяет увидеть лишь ограниченный объем данных о возгораниях, но даже этого порой достаточно, чтобы спланировать маршрут. Периодически имеет смысл мониторить карту на предмет новых «огненных» препятствий на пути следования. А если эта информация для вас полезна, но недостаточна, можно пройти верификацию через портал Госуслуг и получить доступ к более подробным данным.
Как борются с последствиями?
Несмотря на усиление мониторинга и применение передовых систем, лесные массивы продолжают гореть, хоть и в значительно меньших объемах. А что происходит с местами, пострадавшими от огня? Леса восстанавливают в рамках нацпроекта «Экология». С каждым годом площадь растет. Например, площадь восстановленных лесов в 2020 году составила почти 1,2 млн га. Это на 20% больше, чем на момент старта федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» в 2019 году, инициированного президентом РФ Владимиром Путиным. Всего за два года в России восстановили более 2 млн гектаров леса.