Робот против человека: кто победит?

Авто Mail.ru и финансовый эксперт международного финансового бренда Alpari Азиз Абдусаломов изучили, как автоматизируют современные производства и почему роботы в ближайшее время действительно смогут заменить людей

За последнее десятилетие перспектива масштабной автоматизации превратилась из фантастики в неизбежную реальность. По-прежнему трудно оценить конечное влияние автоматизации и искусственного интеллекта на экономику, но некоторые тенденции особенно заметны уже сейчас.

Эксперты выделяют несколько ключевых тенденций грядущей глобальной эпохи автоматизации. Рассказываем, как в скором времени будут работать крупные производства по выпуску автомобилей и не только.

Роботы и автомобили

В автопроме роботов с искусственным интеллектом и машинным обучением используют не только для автоматизации производственных процессов автоконцернов. Новые разработки и технологии интегрируются и непосредственно в автомобили. Так, некоторые модели уже сегодня умеют самообучаться и практически полностью брать управление на себя. В будущем (когда большинство стран законодательно разрешит использовать автопилот на дорогах общего пользования) движение должно стать гораздо безопаснее. Кроме того, уже сейчас некоторые автомобильные компании подключают свои машины к городской инфраструктуре. Так, некоторые модели Audi точно знают, когда на светофоре загорится зеленый или красный свет.

Tesla — компания с капитализацией $663 млрд, которая сумела доказать, что даже самые смелые (и порой немного безумные) современные технологии могут успешно работать уже сейчас. Батареи и чипы искусственного интеллекта, используемые в Tesla, значительно опережают своими характеристиками многих других гигантов отрасли.

Очевидный тренд предстоящего десятилетия — повсеместный запуск беспилотных авто. Концепты уже разрабатывают такие игроки отрасли, как Nissan, Audi, Mercedes и даже КАМАЗ. Российский автопром не считается самым технологичным в мире, однако отечественные разработки тоже стараются не отставать от западных.

В России был разработан прототип пассажирского микроавтобуса «Шатл», созданный совместно специалистами КАМАЗа и Научно-исследовательского центра НАМИ. Это еще один проект общественного автопилотируемого транспорта, который должен выбирать оптимальный маршрут и передвигаться по нему с небольшой скоростью. Также был разработан беспилотный КАМАЗ — первый отечественный грузовик, полностью управляемый искусственным интеллектом. Запуск серийного производства намечен на 2022 год.

Сокращение использования ручного труда на производстве

При анализе производственных рабочих мест в США и Европе выяснилось, что примерно 48% рабочего времени преимущественно зависит от использования ручного или физического труда (почти половина рабочего времени!). По подсчетам исследовательского агентства Raconteur, к 2030 году только 35% времени будет тратиться на рутинную работу.

Цены на промышленных роботов снижаются, а конкуренция человеческому труду растет

По прогнозам американского исследовательского агентства ARK, продажи промышленных роботов скоро достигнут пика, главным образом в результате падения отраслевых издержек. Агентство оценивает возможный уровень продаж в 3,4 млн роботов к 2025 году по сравнению с примерно 380 тыс. в 2017 году.

Стоимость роботов упадет на 65% уже к 2025 году, но при этом спрос кратно возрастет. Впечатляет тот факт, что стоимость одного робота снизится с $31 тыс. до $11 тыс. только за ближайшее десятилетие.

Мы изучили 2 подхода американских агентств ARK и BCG к тренду смещения человеческого труда в пользу искусственного интеллекта, и вот несколько интересных наблюдений. Экономический закон Райта гласит: «При каждом кумулятивном (накапливающемся) удвоении количества произведенных единиц затраты будут снижаться на определенный процент». Эксперты компании ARK закладывают в своих прогнозах стоимость промышленных роботов менее $11 тыс. за единицу, в свою очередь компания BCG (Boston Consulting Group) склоняется к цифре в $24 тыс. к 2025 году.

Стоимость рабочей силы в мире в целом растет, и возможное снижение стоимости роботов может существенно сказаться на сохранении низкоквалифицированных рабочих мест. Проще говоря, человеку будет сложнее найти работу, ведь его заменят (пусть и частично) роботы.

Влияние автоматизации с каждым годом будет все заметнее

Согласно отчету PwC, влияние искусственного интеллекта на рабочие места в ближайшее десятилетие будет ощущаться все сильнее. Так, к 2025 году прогнозируется, что порядка 10-15% рабочих мест в трех секторах (производство, транспортировка и хранение, оптовая и розничная торговля) будут иметь высокий потенциал для автоматизации. К 2035 году число рабочих мест с высоким потенциалом автоматизации в этих секторах приблизится к 35-50%.

Технологический прогресс создает новые рабочие места

Исторически технологический прогресс создал больше рабочих мест, чем уничтожил. Например, за счет автоматизации промышленных предприятий и заводов и, как следствие, удешевления товаров у людей остается больше денег, которые они могут потратить на услуги — ремонт автомобиля в квалифицированном сервисе, еда вне дома, путешествия, образование, хобби и спорт. А эти отрасли по-прежнему генерируют рабочие места.

Ожидается, что за счет ИИ мировая экономика получит в копилку более $15,7 трлн к 2030 году. Только за счет ИИ производство вырастет почти на $4 трлн, многие другие отрасли также претерпят значительные изменения.

Инвестиции в ИИ

В недавнем отчете AI Index Report 2021 исследователей Стэндфордского университета (США) приводятся интересные данные совокупного объема инвестиций в технологии искусственного интеллекта, который достиг $67,9 млрд, увеличившись таким образом на 40% в 2020 году в сравнении с прошлым годом.

Самый быстрый рост демонстрируют технологические компании, которые занимаются разработкой новых лекарств, в том числе для борьбы с раком, а также проводящие исследования в области молекулярной медицины. Эти проекты совокупно привлекли более $13,8 млрд, что в 4,5 раза больше, чем в 2019 году. Важную роль играют и разработки в области автономного транспорта — $4,5 млрд, а также компании, которые занимаются образовательными продуктами с ИИ, — $4,1 млрд.