В любой машине всегда есть одна «деталь» (а точнее, их две), которая не принадлежит владельцу. Речь о номерах или, говоря официальным языком, государственных регистрационных знаках.
Да-да, несмотря на то, что за их получение водители должны платить, знаки остаются собственностью государства, а уплаченные деньги — это не плата за две таблички, а пошлина за совершение юридически значимых действий. На этом основании от автовладельца требуют использовать знаки по правилам, не забыв и про ответственность за их нарушение.
Если номера выданы, движение без них запрещено
Без регистрационных знаков можно ездить на машине только до момента ее постановки на учет. Напомним, на регистрацию дается 10 дней. Но некоторые автовладельцы совершают большую ошибку, зарегистрировав машину: кладут номера в багажник и едут в гараж или автосервис, чтобы как следует их закрепить.
Это же в полной мере относится и к ситуации, когда машина ставится на учет не по месту жительства собственника. В этом случае регистрационные номера машине присваиваются, но на руки владельцу в «железе» не выдаются. Офицерам их просто неоткуда взять, так как в подразделении физически отсутствуют готовые знаки с цифровым кодом другого региона.
Поэтому, получив свидетельство о регистрации с указанным в нем номером, владелец идет в частные компании, где за деньги ему напечатают на алюминиевой пластине необходимые символы. Искать такую контору долго не придется: как правило, одна из них будет в шаговой доступности от ГИБДД. Если не повезло и за заветными номерами надо ехать в другое место, воспользуйтесь такси. Повторим: пока присвоенные номера не будут на месте, движение запрещено.
На американские и японские автомобили можно поставить двустрочный номер
По умолчанию все знаки, выдаваемые в ГИБДД, стандартного размера. Однако для «американцев» и «японцев» с почти квадратными площадками под номер, ГОСТ Р 50577-2018 предусматривает специальный тип знака — 1А. Он двустрочный, с меньшим соотношением ширины и высоты, и не требует «колхозить» всевозможные переходные кронштейны и рамки.
В ГИБДД такой не дают, поэтому его изготовление можно заказать самостоятельно. Однако устанавливать его разрешено лишь сзади. Спереди должен быть стандартный знак, даже если передняя площадка тоже неформатная. Поставите спереди — могут вынести предупреждение или оштрафовать на 500 рублей по части 1 статьи 12.2 КоАП РФ. А вот если при наличии штатных мест номера установлены не в них, водителю опять грозит лишение прав (упомянутая выше часть 2 статьи 12.2).
Если штатного места крепления по какой-то причине нет, таблички можно монтировать в другие места. Тогда придется руководствоваться вышеуказанным ГОСТом. Вот его основные требования:
- Площадка должна быть плоской и вертикальной;
- Деформация знака при креплении не допускается;
- Передний и задний номера устанавливаются по оси симметрии или левее ее;
- Высота установки — не менее 30 см, но не более 120 см;
- Знаки не должны перекрываться элементами конструкции, но и сами не имеют права закрывать собой фары и фонари.
Последнее требование особенно важно для тех, кто использует для перевозки велосипедов специальные крепления, монтируемые на заднюю дверь легкового автомобиля или фаркоп. Наиболее продвинутые конструкции велокреплений имеют даже специальную площадку для номера. Чтобы каждый раз не перевешивать его с машины, можно изготовить дополнительный экземпляр.
Попытка скрыть номер от камер или инспектора ведет к лишению прав
И передний, и задний знаки днем обязаны читаться с расстояния 20 метров. К заднему номеру аналогичное требование предъявляется и в темное время суток. Для этого его местоположение должно соответствовать фонарям подсветки. Оштрафовать на 500 рублей могут и в том случае, если прочтение хотя бы одного символа будет нарушено по, так сказать, естественным причинам — из-за грязи или налипшего снега. Если зимой грязный номер можно списать на слякоть, то после того, как дороги высохли, такое оправдание сотрудников ДПС уже не устроит.
То же наказание грозит и за применение иных ухищрений. От «высокотехнологичных» механизированных устройств, переворачивающих регистрационные знаки по воле водителя, до банальных сеточек и прочих якобы отражающих излучение камеры лаков. А вот хитрости с подрисовыванием или, наоборот, затиранием части символов — это уже попытка использовать видоизмененный номер. По тем же причинам не пройдет фокус и со сверлением дополнительных отверстий в нужном месте, например, чтобы превратить цифру 3 в 8. Стандарт разрешает наличие на однострочных номерах не более двух отверстий, на двустрочных — не более четырех. Для крепления используются болты или винты со светлыми головками.
Наконец, если регистрация машины прекращена, а номера не были сданы в ГИБДД и остались на своих местах, то такие регистрационные знаки считаются подложными. Административный кодекс наказывает как за их установку, так и за езду с ними. В первом случае — штраф 2500 рублей, во втором — лишение права управления на 6-12 месяцев.