В специальной «базе знаний» — созданном на площадке РОСДОРНИИ «Реестре новых и наилучших технологий» — сейчас содержится более 360 технологий, 780 материалов, 240 конструкций, 500 регламентирующих документов дорожной отрасли. Естественно, знать все нюансы нам совершенно ни к чему, но быть в курсе самых передовых технологий, пожалуй, стоит!
Технология холодного ресайклинга
Передовая технология ремонта дорог, применяемая во всем мире. Ее суть в следующем: специальная машина-ресайклер срезает и измельчает верхний слой изношенного асфальта. Затем она смешивает полученную крошку с укрепляющими и стабилизирующими добавками, она же и укладывает переработанное покрытие обратно. Все это происходит прямо на дороге, что существенно экономит время (не нужно возить материалы на асфальтовый завод и обратно) и материалы.
Еще один бонус, который отмечают дорожники, — вторичное использование покрытия, разработанного специально для местных условий, со всеми необходимыми добавками. Получается, что состав обновленной смеси будет наилучшим образом подходить именно для этой дороги с ее индивидуальными климатическими особенностями, режимом эксплуатации и другими характеристиками.
Объемное проектирование асфальтобетонных смесей
В производстве асфальта нет мелочей, и максимально учесть их все позволяет методика объемного проектирования. Суть метода в том, что состав асфальтобетонных смесей проектируется комплексно — с учетом эксплуатационных характеристик, транспортных нагрузок, климатических условий и т.д.
Эксперты утверждают: если выполнены все необходимые технические условия, то произведенная по технологии объемного проектирования Superpave смесь позволяет получить дорогу, которая без особых проблем прослужит до 18 лет. Дороги, построенные с применением этого метода, уже есть во многих регионах России, и их количество продолжает расти.
Устройство тонких слоев износа
Превратности российского климата с резкими перепадами температур, разнородными осадками и прочими сюрпризами давно стали для дорожников одной из первостепенных проблем. К сожалению, не всегда решаемых в принципе: есть участки, у которых разрушается именно верхний слой, и это зависит только от климатических воздействий, а не от того, что «дорога плохая». Тут ничего не остается, кроме как постоянно обновлять самый верхний слой, с которым непосредственно контактируют шины автомобилей.
С учетом этих особенностей на многих российских дорогах продлить промежуток между капитальными ремонтами позволяет устройство тонких слоев износа. Суть метода — в скоростной (более 8 метров в минуту) укладке тонкого 25-миллиметрового слоя битумноминеральной смеси поверх связующего слоя.
У такой технологии есть масса плюсов. Во-первых, уже на этапе проектирования небольшая стоимость и высокая скорость ремонтов. Во-вторых, на таких слоях проще получить шероховатую поверхность, увеличивающую сцепление шины с дорожным покрытием. Таким методом можно избавиться от небольшой колейности, следов уже отремонтированных выбоин, сетки трещин и других дефектов верхнего слоя асфальта.
Благодаря тонким слоям износа дорога практически всегда находится в отличном состоянии, ведь обновление покрытия не требует больших вложений и производится в кратчайшие сроки.
Автоматические пункты весогабаритного контроля
Одна из главных причин повышенного износа российских дорог — эксплуатация автомобилей с перегрузом. Конечно, от одного автомобиля с превышением максимально допустимой нагрузки на ось, дорога не треснет, но когда такие нарушения носят массовый характер, вред для дороги неизбежен и неоспорим.
Система автоматически взвешивает и определяет размеры и скорость транспортного средства и ведет фотофиксацию, так что ответственности владельцу перегруженной машины не избежать.
В заключение скажем, что в 2020 году более половины всех контрактов в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» предусматривали использование самых современных технологий и материалов, в 2021 году таких контрактов будет больше. А это значит, что наши дороги будущего будут супертехнологичными, ровными и безопасными.