Отцом эвакуаторов в США можно назвать основателя Oldsmobile Рэнса Олдца. Покинув свое детище в 1905 году, он создал Reo Motor Truck Company, а уже в 1910 году начал продавать легкие грузовики вроде этого Ford Model F, которые в том числе оснащались подъемным устройством в кузове.
Фото: rmsothebys.com
Поначалу это были машины грузоподъемностью в ¾ тонны, а затем и ¼ тонны. Благодаря относительно высокой скорости, такие автомобили рекламировали как speed wagon или «быстрые вагоны». Они, кстати, считаются предками современных пикапов.
Однако эвакуатор в привычном виде изобрел и запатентовал в США в 1918 году Эренст Холмс, навесивший нужные детали на свой Cadillac 1913 года. Затем он основал Ernest Holmes Co и наладил их выпуск.
Фишкой конструкции Холмса была «раздельная стрела», позволяющая закрепить машину с одной стороны и поднять с другой, не перевернув при этом эвакуатор.
Во время Второй мировой войны у эвакуаторов расширился круг задач, да и сами они стали больше. Такие машины выпускали даже производители дорогих легковушек. Как этот трехосный Diamond T 969 от чикагской фирмы Чарльза Тилта.
Или как такой 10-тонный эвакуатор с полубронированной кабиной. Эти машины можно было видеть в арсенале армии союзников по антигитлеровской коалиции, в местах возведения защитных сооружений или на военных аэродромах.
В послевоенные годы многие армейские эвакуаторы отправились служить на гражданку. Часто их переделывали для нужд автобусных парков, используя стильные кабины.
А вот самый редкий, но самый известный и самый быстрый эвакуатор-перевозчик прошлого столетия. Он был построен в единственном экземпляре по заданию главы гоночной команды Mercedes для срочной доставки деталей или целой гоночной машины из Штутгарта на трек.
В основе эвакуатора, за яркий цвет кузова прозванного «синим чудом», лежала трубчатая рама спортивного купе 300 S. Со 192-сильной дефорсированной «шестеркой» и коробкой от 300SL Gullwing он мог разгоняться до 190 км/ч. В 1967 году его пустили на металлолом, но в девяностых опомнились и построили заново.
Позже для доставки машин и команд на гонки стали строить более вместительные траки. В их кузов, помимо необходимого оборудования и запчастей, помещалось до трех болидов.
Впоследствии концепция эвакуаторов и транспортировщиков автомобилей радикально не менялась. Впрочем, это не мешало появлению редких и необычных трансформеров, вроде такого Unimog.
Все больше набирали популярность привычные нам модели эвакуаторов с частичной или полной погрузкой перевозимой машины на платформу. Они выпускались как для легковушек, так для грузовиков, автобусов и спецтехники.
Подобными моделями эвакуаторов в наши дни уже никого не удивить. Хотя и среди них можно встретить весьма оригинальные решения.
Как этот Ford Transit. Вместо подвижной платформы, которая обычно съезжает на землю к эвакуируемой машине, у него с помощью приводов подобно шарниру изгибается рама, образуя необходимый для погрузки наклон.
Самые же необычные эвакуаторы наших дней можно встретить, наверное, только в арсенале военных. Впрочем, и эти машины, как правило, следуют принципам построения, некогда заложенным Рэнсом Олдцом и Эрнестом Холмсом.