Против часовой стрелки
За спиной долгий путь по трассе М-4 «Дон», и мы въезжаем в Крым, который встречает нас отличной новехонькой дорогой — с хорошей разметкой, защитным отбойником посередине и специальными карманами для отдыха, где можно остановиться и передохнуть в долгой дороге. Для пешеходов здесь оборудованы переходы над дорогой, а за соблюдением скоростного режима пристально следят многочисленные камеры.
Продвигаемся вглубь полуострова. Прямая трасса с идеально ровным асфальтом сменяется обычными загородными дорогами, которые не лишены недостатков. Но в целом качество асфальта везде неплохое, разве что разметка местами требует обновления. Можно проехаться и вдоль моря. Но здесь порой встречаются лиманы с их коварными берегами. Стоит быть внимательными — далеко не каждая легковушка сможет преодолеть этот путь. Выглядит это так: высохший на солнце грунт покрыт замысловатым узором трещин, и никакой растительности сверху. Увидите похожее — сразу останавливайтесь и возвращайтесь на асфальтированную трассу.
Почти Бали
Следующей точкой, где мы вышли к морю, была Бокайская коса. Очень симпатичное место для отдыха дикарем. Здесь можно установить платку, местные арендаторы убирают мусор и поддерживают в приличном состоянии отхожие места. Вот если бы меня привезли сюда в рамках какой-нибудь игры «Угадай, где ты?», ни за что бы не сказала, что это Крым. С одной стороны косы волны играют зеленоватыми бликами, с другой стороны косы вода синяя и штиль. Ну, прямо как на Бали, ни дать ни взять.
Наш дальнейший путь лежал в сторону мыса Тарханкут. По дороге подкрепляемся свежими персиками из расположенных тут же садов. А на помидоры и огурцы всех видов и сортов уже глядеть не хочется. Въезд на Тарханкут через город Черноморское. Да, вот тут уже видно, что Крым — настоящая здравница. Количество отдыхающих на единицу площади уже совсем немаленькое. Что же нас ждет на южном берегу (ЮБК)?
Особенности Тарханкута
Мыс оказался весьма интересной местностью. Вдоль обрывистого берега, где высота скал достигает местами 30 метров, везде идут грунтовые дороги. В жару они бывают очень пыльными, от впереди идущей машины ради безопасности стоит держаться на удалении.
Постоянно встречаются заливчики с небольшими пляжами, но у всех удобных спусков к воде стоят палатки. А кое-где и настоящие летние лагеря дайверов, серферов, кайтеров. Вся эта красота тянется до озера Донузлав. Инфраструктура здесь правда развита не очень хорошо — это стоит обязательно учитывать, если соберетесь в эти места.
Далее в сторону Евпатории вдоль моря уже особо и не поедешь. Там идут сплошные поселки, турбазы, палаточные лагеря. Поэтому поворачиваем к морю спиной и едем в сторону Бахчисарая и его пещерных городов. Посетили ханский дворец в Бахчисарае и направились к древнему пещерному городу Экси-кермен. Там же решили и заночевать, ведь прямо у городища есть гостиница с номерным фондом в пещерах, простые домики и места для установки палаток.
Пещерные города
История пещерных городов до конца не изучена. Есть версии, что люди жили здесь с древности, но наивысшего развития города достигли в Х веке, а пали от татаро-монгольского ига в XIV веке. В этих городах жили христиане, о чем говорят сохранившиеся часовни и церкви.
Жители выращивали виноград, пасли скот в долинах. Города связывались между собой с помощью костров. С одного города к другому сигналы передавались вплоть до Феодосии. Экси-кермен, Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Мангуп-Кале и еще с десяток были построены с соблюдением всех фортификационных тонкостей, но тем не менее, были захвачены.
Как пал Экси-Кремен? Татаро-монголы нашли предателя, а может, им оказался пленник, не выдержавший пыток, который показал где находится осадный колодец. Конечно, колодец находился внутри, но, продолбив пару метров мягкого песчаника, захватчики пробили стенки колодца, и город остался без воды. И сейчас по стесанным от времени ступеням можно спуститься к остаткам колодца, в котором всегда есть свежая вкусная вода, но ее совсем немного. Кстати, именно здесь снимался фильм «Девятая рота».
В петле серпантинов
Далее наш маршрут лежал по старой Ялтинской дороге. Она асфальтированная, но очень узкая, а такого количества серпантинных поворотов, в которые большой пикап вписывается на пределе, еще надо поискать. А о том, что кто-то не вписался, говорят памятные таблички. Надо сказать, что огорожена дорога лишь частично, кое-где бетонные блоки попросту съехали в отвесные обрывы.
Это уже горная часть, особо трепетно охраняемая лесниками, съезжать с главной дороги и ставить палатки запрещено. Многочисленная бдительная армия лесников не спит. А чтобы уменьшить количество желающих, повсюду висят плакаты — «Внимание! Опасно для жизни! Энцефалитные клещи! Съезд с дороги запрещен!»
По этой дороге стоит посетить Большой Каньон, он нам понравился. Маршрут строго пешеходный. Рядом оказался веревочный парк, что-то из серии «почувствуй себя Человеком-Пауком». А еще там же мы наткнулись на площадку для установки палаток с кострищами, дровами, мангалами, водой, все платное, разумеется. Почему я об этом упоминаю? Да потому, что нигде более на Южном Берегу Крыма мы подобной услуги не встречали.
Еще пара часов бесконечного серпантина, где выше 40 км/ч особо не разгонишься, и мы на вершине Ай-Петри, на смотровой площадке с видом на Ялту. И ради этого захватывающего дух пейзажа действительно стоит потратить время на подъем на эту удивительную гору. К слову, добраться до вершины можно не только на автомобиле — сюда проложена и канатная дорога.
Балаклава
В планах у нас Севастополь и бухта Балаклава с ее музеем подводных лодок внутри искусственных гротов. Бухта красивая, но количество отдыхающих в сезон здесь очень много. По дороге в горную часть Симеизе и Гурзуфе хотели спуститься к морю и показать детям, где двадцать лет назад мы жили «дикарями», среди камней и можжевельника. Не нашли, нет больше тех камней, спрятались за заборами. Даже к морю не проехали, одни коттеджи вокруг.
В поселке Лаванда, что рядом с главной дорогой на Симферополь, нас ждал местный проводник на мотоцикле. Благодаря ему мы проехались по очень интересным тропам с красивейшими видами на плато: Димерджи-Яйла, Тырке-Яйла и Караби-Яйла. Сначала нам встретилась Долина Приведений, где ветер и солнце создали причудливые фигуры на склонах. Там есть и группы как бы людей (приведений), и сфинксы, и даже парочка фаллосов или грибов, кому как больше нравится. Далее тропа местами шла вдоль обрывов, и, как говорил наш проводник, в сильный ветер он нас сюда бы не повел. Честно говоря, страшновато ехать вдоль обрыва, так как даже никаких кустиков, за которые теоретически можно было бы зацепиться, там не наблюдалось.
Размытые весенними дождями грунтовки радовали колеями по пояс, к счастью, совершенно сухими. Дорожки шли через лесистую часть с поваленными деревьями, по камням, таким, где хотелось представлять себя мототриалистами, легко порхающими с камня на камень. Чистые родники и небольшие водопады были как нельзя кстати, на этих непростых маршрутах. Ну а когда мы выехали в виноградник и проводник сказал, что подкрепиться можно, главное не забирать с собой, это еще добавило позитива.
Музеи и пещеры
Спустились с гор и случайно наткнулись на «Музей катастроф на водах», что в поселке Малореченское. Сотрудники музея собрали много информации, интересных фактов, связанных со многими морскими трагедиями. Экспонаты соответствующие: якоря, древние спасательные круги, старое водолазное снаряжение.
Еще одним местом, куда мы с удовольствием съездили, была Мраморная пещера. Жаль, что в ней постоянно горит свет, было бы гораздо интереснее в свете фонарей видеть причудливые скульптуры, создаваемые природой сотни лет.
Все смешалось, или полный фьюжн
В предварительно составленный список обязательных для посещений точек мы включили Судакскую (Генеузсскую) крепость. Ведь у нас в числе путешественников были мальчишки, а что может быть для них интереснее старинной крепости. Скажу прямо: в те времена, когда она была полузаброшенной, впечатлений от нее оставалось больше, нежели сейчас, когда она вся лоснится свежим ремонтом.
Внутри все деревья обвязаны тряпочками, характерными для буддийской религии. Внутри музей инквизиции, которой в этих краях никогда не было. Довершает картину полного смешения стилей кафе фастфуда, предлагающее на выбор — гамбургеры, шаурму, хот-доги.
Сколько времени занимает дорога из Москвы
Добраться до Крыма без остановок возможно. По трассе М-4 «Дон» до Алушты можно доехать за 18-20 часов. Одному водителю сделать это будет непросто, а вот двое вполне справятся с этой задачей. Пока один едет, другой может подремать. Чтобы не задерживаться на многочисленных пунктах оплаты, стоит заранее купить транспондер. С ним поездка становится гораздо быстрее. Гостиниц и мотелей вдоль трассы не так много. Место для остановки стоит искать заранее. Зимой и весной пробок на трассе практически не бывает. В сезон же поток становится плотнее, перед пунктами оплаты скапливаются очереди.