Мы доехали от Мурманска аж до Териберки (той самой из «Левиафана» Звягинцева) в поисках северного сияния, но нужно ли было ехать так далеко?
Местные говорят, что в действительно плохую погоду из столицы Кольского полуострова до Териберки, бывает, едут сутки или даже больше. Нам повезло — дорогу, появившуюся всего-то в 1984 году, преодолели за 4 часа.
Ехать колонной по этой дороге — вариант самый безопасный, но и самый сложный. Даже когда нет метели, снег, летящий из-под колес автомобилей, просто убивает всю видимость — различить можно только «аварийку» или противотуманку впереди идущей машины. Встречные автомобили выныривают из этой пелены абсолютно неожиданно, а ведь занесенная снежная дорога — узкая, разъехаться каждый раз чуть ли не едва удается.
Выбираем кроссовер для путешествия за северным сиянием
По такой дороге однозначно лучше всего ехать на кроссовере или внедорожнике. Да, местные порой гоняют и на «Грантах» с «Вестами», но им, в конце концов, всегда есть кому позвонить, чтобы вытащили из сугроба.
Наша колонна на маршруте Мурманск-Териберка — из самых новых «Ниссанов», представленных в России. Полный привод есть у всех — и он здесь определенно нужен, особенно в те моменты, когда глаза теряют ориентиры и правые колеса все-таки цепляют мягкий, вязкий край заснеженной дороги. Принципиально важным на таком маршруте оказался и обогрев лобового — только с ним возможно растапливать снег, без перерыва заваливающий стекло.
Что выбрать из модельного ряда Nissan для такой дороги — дело вкуса. Нам для экипажа из четырех не самых крупных человек больше всего подошел Qashqai — автомобиль достаточно азартный и чуткий в управлении, с адекватными настройками подвески (кому-то может быть жестковато, а вот тем, кого в транспорте укачивает — в самый раз!). Не слишком большой объем салона в холода становится преимуществом — быстрее прогревается и лучше держит тепло.
Топовая двухлитровая версия Nissan Qashqai со 144-сильным бензиновым мотором достаточно экономична — топлива с лихвой хватило от Мурманска до Териберки и обратно, а реальный расход совпал со средним условным: 7,3 л на 100 км пути. Динамика у автомобиля не выглядит выдающейся: 10,4 с до «сотни», но по такой дороге это не имеет никакого значения. Куда важнее полный привод и крутящий момент в 200 Нм — на случай, если придется кого-то вытаскивать из сугроба.
Почему за северным сиянием нужно «гоняться»
В самом Мурманске полно жителей, которые не видели северного сияния никогда в жизни, несмотря на то, что оно есть над областью каждую зиму. Все дело в огнях большого города, мешающих наблюдать это удивительное явление.
Помешать наблюдать северное сияние может, конечно, погода. Без чистого неба его, как и звезды, не увидеть. А чистое небо зимой в Заполярье бывает не везде и не всегда. При этом переменчивая погода позволяет все-таки найти чистое небо, даже когда, например, возле самого Мурманска бушуют метели.
Именно это и помогло появиться специфической профессии охотника за северным сиянием. Местные жители (хотя, конечно, и не только они), хорошо изучив все нюансы наблюдения за северным сиянием, организуют ночные охоты для желающих увидеть Aurora Borealis.
Гиды наметанным глазом смотрят на сводки метеорологов, постоянно списываются друг с другом в специальных сообществах и бдительно «ловят» все признаки того, что в той или иной точке может быть и сияние, и чистое небо. Определив такую точку, туда и едут.
Бывает, охотники ошибаются в определении точки наблюдения. Поэтому обычно охота за сиянием выглядит как несколько часов поездки на машинах или автобусах по Кольскому полуострову, причем обязательно на расстоянии от городов и сел. Предположили, что сияние будет там-то, приехали — его нет, отправились на следующую предполагаемую точку и так далее. Бывает, охота занимает 6-8 часов. В нашем случае хватило четырех.
Самое потрясающие в северном сиянии то, что есть немалый риск его не заметить. А его красота, которой хвастаются фотографы, может стать для кого-то великим обманом.
Но ладно сфотографировать: северное сияние можно просто не увидеть. Из нашей группы примерно половина людей ничего зеленого в небе просто не заметила — северное сияние выглядело просто как серая полоска вроде перистых облаков, что видны по ночам в чистом небе над Москвой.
Разница в восприятии обусловлена индивидуальным строением глаз у разных людей. Речь не о дальтонизме — среди тех, кто видел северное сияние серым, в нашей группе оказались и мужчины, и женщины, с хорошим зрением и с плохим, и все наблюдатели днем прекрасно различают зеленые цвета.
Что делать на Севере, если сияние разочаровало?
И глаза могут «не сдюжить», и погода может «подвести». Случаи неудач у охотников за сиянием бывают нередко, поэтому туристам, отправляясь на поиски Aurora borealis, стоит все-таки иметь запасной план действий.
На Кольском полуострове туризм активно развивается, поэтому найти здесь развлечение не составит особого труда. Можно поездить по фермам и заповедникам, покататься там на оленях или в собачьих упряжках.
Многочисленные фирмы предлагают и разнообразные туры на снегоходах. В той же Териберке, которая после выхода фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева все больше привлекает туристов, зимой на снегоходах едут по замерзшим озерам к замерзшим же водопадам на берегу Баренцева моря.
Море в Териберке зимой не замерзает благодаря теплым течениям, хотя теплым оно само не бывает ни в какое время года. Все-таки, хоть оно и называется «морем» — это часть Северного ледовитого океана.
Покидая Кольский полуостров, не стоит забывать о сувенирах. Отсюда все везут оленину в самых разных вариантах и рыбу, прежде всего, местного палтуса, который в Мурманске продается буквально на каждом углу.