Несмотря на ряд факторов, замедляющих популяризацию электромобилей в России — неважно развитую сеть станций зарядки, отсутствие существенных льгот и субсидий от государства на покупку таких машин, а также их дороговизну, скудный ассортимент и суровый климат, — мы, тем не менее, ускоряем шаг в этом направлении. И пускай планы зарубежных стран по переходу на «чистый парк» к 2030 или 2050 году выглядят применительно к нам сущей утопией, прогресс в развитии электрокаров все же есть.
Больше электромобилей
Минувший год ознаменовал значительный рост парка электрокаров в России. По данным агентства «Автостат», в 2020-м у нас было реализовано 687 новых электромобилей, что на 95% больше показателей 2019 года. Причем 32% из них приходится на американские Tesla. Почти половину новых электромобилей (49%) купили жители Центрального федерального округа, еще 13% реализовано в Северо-западном округе. В остальных регионах — менее 8% в каждом.
В то же время подержанных «электричек» в прошлом году приехало в Россию на 60% больше, чем в позапрошлом, — 5273 единицы. Абсолютное большинство из них (93%) — это праворульные Nissan Leaf. Больше всего электромобилей с пробегом в 2020 году привезли на Дальний Восток (28%), чуть меньше — в Сибирь (26%). В Центральный округ электрокаров с пробегом ввезли 14%.
Больше станций зарядки
Для успешного развития электромобильности в стране парк электрокаров должен расти соизмеримо с численностью сетей зарядных станций. Если с 2017 по 2020 год первых у нас стало больше в 5 с лишним раз, то количество вторых за этот же период выросло менее чем вдвое. Сейчас в России насчитывается свыше 200 электрозаправок из которых около 100 в Москве и примерно по 50 в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке. Где-то по 10 станций есть в Перми, Тюмени, Челябинске, а остальные штучно разбросаны по федеральным трассам. То есть на одну электрозарядку у нас приходится по 30-40 электромобилей, тогда как в мире в среднем по 10.
Но российские энергетические компании работают в этом направлении. В частности в столице в рамках проекта «Энергия Москвы» к 2023 году число точек зарядки электромобилей планируется увеличить до 600. Помимо торговых центров, вузов и спальных районов, где такие колонки появляются сейчас, их начнут ставить прямо вдоль дорог по пути из центра города. Да и в регионах сети тоже растут. Например, три быстрые зарядные станции с возможностью одновременного подключения до двух электромобилей открылись в 2020 году в Челябинске, а также еще несколько на Дальнем Востоке.
Электромобильный бум
Эксперты сходятся во мнении, что при условии реализации заявленных компаниями и властями страны планов по развитию сетей зарядки, а также предоставлении льгот и преференций покупателям экологичных машин, роста числа электромобилей на улицах крупных российских городов можно ожидать уже примерно через 3 года. Впрочем, потеснить машины с привычными нам ДВС электрокары вряд ли смогут раньше, чем через 8-10 лет, когда скорости зарядки и дальность поездки вырастут, а стоимость батарей значительно снизится, выровняв прайс-листы бензиновых, дизельных и электрических автомобилей.
И стремиться к этому определенно стоит. Ведь как наглядно показало снижение трафика вместе с остановкой ряда производств за время эпидемии коронавируса, климат планеты стал существенно чище. К примеру, за 8 месяцев работы одних только новых станций зарядки в Челябинске (открыты Энел Икс Рус и Россети) в 2020 году произведенные через них 1704 зарядные сессии средним объемом 7 кВтч за каждую, позволили избежать выброса в атмосферу более 4,5 т углекислого газа. В целом же по миру в первом полугодии 2020 года выбросы CO2 в среднем сократились на 8,8%, что эквивалентно 1,55 млн т.
В мире сегодня уже существуют примеры успешной интеграции электротранспорта в городскую и загородную среды. Некоторые европейские страны поддержали развитие зарядной инфраструктуры. Например, в числе первых стран по пути развития электромобильности пошла Норвегия: владельцы электромобилей освобождены не только от высокого норвежского налога на покупку, но и от платы за парковку и платные дороги.
Первоначально налоговые стимулы не оказали большого влияния на популярность электромобилей среди норвежцев: впервые они были введены в 1990-х годах, когда электромобили еще не были популярны среди потребителей. Однако норвежское правительство продолжало проводить политику популяризации электромобилей: в 2008 году Осло стал одним из первых городов в мире, который запустил программу строительства зарядной инфраструктуры. В результате в Норвегии сейчас есть более 10 000 общественных пунктов зарядки. Жители норвежской столицы уже ощутили на себе первые результаты этой политики: так, в Осло за последние четыре года выбросы CO2 сократились на 36% за счет отказа от использования бензиновых автомобилей.