Меньше двух недель осталось до часа «икс», когда в силу вступит новая редакция федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». А с ней дополненные правила прохождения техосмотра автомобилей, усложняющие жизнь водителей, привыкших покупать диагностическую карту дистанционно, без визита на СТО.
Как накажут?
Игнорирование нововведений с марта этого года грозит санкциями для прошедших процедуру «по старинке». Начиная от приостановления действия техосмотра, а следом страховки ОСАГО, и заканчивая немедленным прекращением эксплуатации неисправной машины с изъятием ее свидетельства о регистрации (СТС) инспектором ГИБДД прямо на месте.
Операторов технического осмотра, которые продолжат торговать диагностическими картами без проверки автомобиля, привлекут к административной ответственности по статье 14.4.1 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств»). А это штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тысяч рублей — для юридических лиц.
Ажиотаж? Нет не слышали!
Чем ближе 1 марта, тем больше беспокойства испытывают автолюбители, всерьез задумываясь о досрочном прохождении техосмотра «по старинке». Мол, лучше уж сейчас, чем потом, неизвестно как и по какой цене. В Российском союзе страховщиков на этом фоне стараются не нагнетать тревоги среди водителей.
«Ажиотажа мы не видим. — рассказал Авто Mail.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов — То количество диагностических карт, которые продавались раньше, продается и сейчас. Это в выходные дни — порядка 2 тысяч продаж, в будни — больше. Поэтому если есть активность по диагностическим картам, то больше спрос со стороны юридических лиц, а не физических. Это связано с тем, что юридические лица более ответственно к этому относятся.»
Прохождения техосмотра заранее эксперт не исключает при условии необходимости получения диагностической карты в обозримом будущем, а также во избежание очередей, которые ожидаются после 1 марта: «Это зависит от людей, если автомобиль исправен, вы в нем уверены, то может быть. Но нужно понимать, что с 1 марта пропускная способность пунктов уменьшится и будут очереди. Конечно, если техосмотр заканчивается через 6 месяцев, то можно и через 6 месяцев поехать. Но нужно понимать, что придется в этом случае реально поехать на пункт ТО и пройти реальный технических осмотр.»
Не торопись, а то успеешь
В то же время операторы технического осмотра говорят хоть и о небольшом, но все же росте спроса на диагностические карты в феврале. Что же касается досрочного продления последних, то одни не видят ничего плохого в том, чтобы сделать это до конца текущего месяца. Ведь при том, что никто не знает как все сложится дальше, пройденный до 1 марта 2021 года техосмотр не должны аннулировать. Но есть и те, кто уверен — спешка преждевременна и все обойдется.
«Ажиотаж, конечно, есть. — прокомментировал ситуацию вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко — Но мне кажется, введут какой-то мораторий, иначе начнется коллапс. Физически невозможно провернуть весь объем автомобилей, которые есть сейчас. Только половина точек техосмотра из списка реально действующие. Но я думаю, будет мораторий. Сдвинут месяца на 3, например. Вспомните, по грузовым решили историю не усугублять и откатить все обратно. По геолокации полтора метра тоже откатили обратно. Так что и в этом случае, я думаю, даты перенесут.»
Нет шквала запросов и в ГК «Автомир», чьи техцентры авторизованы в том числе для проведения техосмотра и выдачи диагностических карт. В пресс-службе компании рассказали: «Ажиотаж не наблюдается. По субъективным данным от обращений в единый колл-центр — ничего не изменилось: ГТО интересуются примерно 100 клиентов в день, какой-либо динамики нет». Но поторопиться с прохождением техосмотра «Автомир» все же советует: «Поднажать стоит, так как процедура усложнится, что вероятно приведет к неразберихе и, как следствие, к возможным сложностям и очередям».
А может обойдется?
Самые же оптимистичные водители верят как минимум в отвязку техосмотра от ОСАГО, чтобы полис можно было покупать независимо от наличия диагностической карты. А то и вовсе в его отмену и перевод в разряд рекомендованных процедур. По крайней мере для легковых автомобилей. Не избегут участи с проверкой только автобусы и грузовики, для которых техосмотр должен быть обязательным согласно Венской конвенции о дорожном движении, подписанной Россией.
Некую уверенность в этом дает инициатива, озвученная ранее партией «Справедливая Россия». Лидер фракции Сергей Миронов пообещал подготовить закон об отмене техосмотра для легковых машин за исключением такси и служебного транспорта. По его мнению происходящая реформа ТО не имеет отношения к безопасности на дорогах, а нужна только узкому кругу «выгодоприобретателей».