Несмотря на то, что ответственность за нарушение правил дорожного движения в нашей стране регулярно ужесточается, штрафы по-прежнему нельзя назвать высокими. Во всяком случае, по сравнению с развитыми высокоавтомобилизированными странами, причем даже в долевом отношении к уровню дохода населения.
Есть и еще одна проблема: наша система разбалансирована в части соразмерности наказания потенциальным последствиям правонарушения. Поэтому штраф за превышение скорости у нас в разы меньше, чем, например, за нарушение правил парковки, хотя потенциальная угроза жизни и здоровью в первом случае несопоставимо выше, чем во втором.
Такое положение вещей — следствие «лоскутного» принципа работы над Административным кодексом, когда под влиянием резонансных ДТП или конъюнктурных соображений в закон вносились бесчисленные и, главное, бессистемные поправки.
В результате многие водители перестали ориентироваться в хитросплетении норм, усвоив перечень только наиболее грубых нарушений. Управление «под мухой», выезд на встречку, движение через переезд при закрытом шлагбауме и еще три-четыре нарушения, которых следует избегать. Остальное, вроде как, ерунда, за которую рублем сильно не накажут.
Поворот из второй полосы налево в три раза дороже, чем направо
Между тем, многие мелочи уже давно и не мелочи. Если почитать закон повнимательнее, выясняется, что некоторые незначительные, а потому распространенные дорожные прегрешения на самом деле караются весьма чувствительно для бюджета.
Многие ли знают, что невинный левый поворот из второй полосы на перекрестках, где знаки и разметка разрешают такой маневр только из крайнего положения, обойдется водителю от одной до полутора тысяч рублей. Такая санкция предусмотрена частью 2 статьи 12.16 КоАП за «поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». При этом поворот направо «стоит» всего 500 рублей, хотя можно обойтись и предупреждением.
Езда без номеров
Зарегистрировав машину в ГИБДД и двинувшись в путь, не прикрутив в штатные места только что полученные регистрационные знаки, можно «попасть» на 5000 рублей штрафа, а то и вовсе лишение права управления на 1-3 месяца по второй части статьи 12.2 КоАП. Многие водители об этом не подозревают и, собравшись установить номера в более подходящих, чем стоянка у ГИБДД, условиях, бросают жестянки на заднее сиденье и выезжают на дорогу, где их уже ждет экипаж ДПС.
Езда без документов
Оставив дома водительский бумажник, высоких штрафов можно не опасаться (предупреждение или 500 рублей штрафа по статье 12.3), а вот эвакуатор и штрафстоянка, чьи услуги многократно превышают сумму штрафа, неизбежны. Причем эта обеспечительная мера применяется при отсутствии с собой лишь свидетельства о регистрации, в то время как за забытое водительское удостоверение — только штраф.
Кстати, управление машиной или мотоциклом лицом, не имеющим прав вообще, тоже грозит задержанием транспортного средства, а вдобавок нарушителя еще и оштрафуют на 5-15 тысяч (часть 1 статьи 12.7).
А вот если водитель был лишен прав, но все равно сел за руль, тут уже дело принимает серьезный оборот: можно лишиться 30 тысяч рублей или свободы на срок до 15 суток. Тот же штраф, но без альтернативы оказаться за решеткой, если дали порулить «бесправному». На этом часто попадаются люди, решившие по доброте душевной поучить водительскому мастерству друзей и родственников.
Световые приборы неправильного цвета
Любой, кроме белого и желтого, цвет световых приборов спереди транспортного средства — это безальтернативное лишение прав на срок до полугода (часть 3 статьи 12.5 КоАП). Часто жертвой этой статьи становится молодежь с неуемным желанием что-нибудь усовершенствовать. Начинают обычно с простого — светотехники. Порой достаточно неудачно установленной лампы подсветки днища и полгода можно любоваться «красотой» только со стороны.
Такая мелочь, как сквозной проезд двора, например, ради объезда пробки, обойдется в 1500 рублей — это следует из части 1 статьи 12.28 КоАП. В ту же сумму обойдется болтовня по телефону без хэндс-фри. Причем, как вы наверняка уже слышали, штрафовать за это научились камеры. Не пропустили пешехода на «зебре» — готовьтесь расстаться с 1500-2500 рублями (статья 12.18).
За нарушения ПДД в столицах и за рецидив наказывают строже
Не стоит забывать, что жить в столице традиционно дорого. Поэтому тем, кто нарушил ПДД на территории Москвы и Санкт-Петербурга, приходится раскошеливаться. По закону сумма некоторых штрафов может удвоиться, утроиться, а то и в пять раз превысить санкцию за то же нарушение в других регионах. Вот, скажем, упомянутый выше сквозной проезд через двор обойдется ровно в два раза дороже — 3000 рублей. Цена парковки на тротуаре вырастет с одной тысячи, а под запрещающими ее знаками — с полутора до трех тысяч рублей.
Наконец, еще один способ незапланированно опустошить кошелек — совершить то же самое нарушение еще раз. Если за первое штраф может быть символическим, то второе обойдется в разы дороже, а можно и вовсе остаться без прав.
Вот как с ездой на незарегистрированной машине: на первый раз оштрафуют на 500-800 рублей, но если водитель попадется на том же самом в течение года после уплаты штрафа еще раз, его оштрафуют на 5000 рублей или лишат права управления на 1-3 месяца.
Напомним, что большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой, если сделать это в течение 20 дней с момента вынесения штрафного постановления.