Всегда ли надо уступать дорогу спецтранспорту?

Авто Mail.ru отвечает на вопрос, всему ли спецтранспорту надо уступать дорогу и чем грозит отказ это сделать
Алексей Лучников

Несколько лет назад с подачи общественников получило распространение протестное движение против машин чиновников с мигалкой на крыше. Его неформальный девиз «Пропускаю только 01, 02, 03» красовался на задних стеклах многих автомобилей. Власти это публичное выражение мнения проигнорировали, и со временем общественная инициатива сошла на нет.

Однако сама проблема никуда не делась, о чем регулярно напоминают новостные сюжеты и сводки происшествий: то дорожный хам повздорит с водителем «скорой», то очередной чиновник окажется фигурантом ДТП. Обычно виной таких аварий становится либо банальное незнание Правил дорожного движения, либо невнимательность, либо неудовлетворенные амбиции участников дорожного движения, которые, к слову, нередко демонстрируют и сами водители спецтранспорта.

Источник: Светлана Парфенова

Автомобилям без специальной окраски необходимо уступать дорогу

Закон разделяет спецтранспорт на две категории: со специальной окраской и без нее. К первой относят машины не только пожарной охраны, полиции и «скорой помощи», но и аварийно-спасательных служб и формирований, ВАИ, военной полиции, Росгвардии, Следственного комитета, уголовно-исполнительной системы, а также таможенных органов. Их особенность — в наличии специальной окраски, именуемой цветографической схемой и позволяющей идентифицировать принадлежность спецтранспорта.

Ко второй категории, в свою очередь, относятся автомобили, обслуживающие силовые структуры, руководителей федеральных органов исполнительной власти, высокопоставленных чиновников аппаратов Правительства и Президента, Госдумы и Совета Федерации, глав субъектов Российской Федерации. Все они имеют право использовать спецсигналы на обычных гражданских машинах без специальной окраски и других отличительных признаков.

Мигалки
Источник: Ice / migalki.net

Включение проблескового маячка синего цвета предоставляет водителям право отступать от ряда требований Правил дорожного движения, игнорировать запрещающие знаки и проезжать на красный сигнал светофора.

Но для того, чтобы получить преимущество перед другими участниками движения, нужен специальный звуковой сигнал — сирена или так называемый «air horn» (в простонародье «крякалка»).

Если скорая помощь едет сзади, но звуковой сигнал выключен, необходимости уступать ей дорогу нет

То же самое касается и приоритетного права движения через перекресток, в том числе на запрещающий сигнал светофора: проехать на красный можно с активированной «мигалкой», но, если нужно, чтобы уступили дорогу, должна быть включена сирена.

Источник: Светлана Парфенова

Впрочем, обычным водителям нужно иметь в виду, что нередко водители спецтранспорта просто забывают подать сигнал «голосом», но при этом уверены в своем преимуществе. Собственно, из-за этого и происходит львиная доля ДТП с участием спецтранспорта.

Поэтому обычным водителям, видя приближающийся спецавтомобиль с мигалкой, стоит быть всегда начеку и подготовиться к торможению или маневру. Не забудьте также, что ПДД запрещают обгонять и опережать спецтранспорт, если наряду со специальным световым на нем включен и звуковой сигнал. Этот же запрет распространяется и на сопровождаемые им транспортные средства.

Машину ДПС в потоке можно опознать по красной мигалке

Водители знают, что мигалки бывают двух видов: синие и красные. Синие могут существовать сами по себе, а вот красные их лишь дополняют. Самый распространенный «носитель» красного проблескового маячка — автомобили Госавтоинспекции. Собственно, это самый верный признак, по которому в потоке издалека можно отличить машину дорожной полиции от остальных.

Красный маяк может быть установлен и на машинах ФСБ, ФСО, а также ВАИ. С точки зрения требований ПДД у машины с красным маячком и спецокраской есть единственное, но важное отличие: она может сопровождать другие транспортные средства, причем на них также будет распространяться право отступления от требований ПДД.

Источник: Светлана Парфенова

Один из популярных вопросов последнего времени: можно ли нарушать ПДД, чтобы уступить дорогу спецтранспорту? Часто ситуация складывается так: сзади «подпирает» скорая, истошно вопя сиреной и мигая синими огнями, но сплошная линия разметки не дает перестроиться на соседнюю полосу, чтобы уступить дорогу.

Как решить дилемму: быть наказанным за непредоставление приоритета спецтранспорту или нарушение требований разметки? На самом деле пример этот скорее из теории, нежели из практики. Даже если предположить, что водителя в момент пересечения сплошной линии подловит камера, вынесенное постановление о наложении штрафа можно будет обжаловать, приложив в качестве оправдания фотографию момента нарушения. Да, не всегда это получается быстро и беспроблемно, но и такие ситуации случаются отнюдь не каждый день.

Не уступил «скорой помощи» — лишишься прав на год

Что будет, если не уступить дорогу спецтранспорту? Напомним, приоритетом он пользуется только при включенной сирене. Для случаев непропуска машины чиновника с мигалкой и транспорта оперативных служб закон предусмотрел разные санкции, что, в принципе, вполне логично.

Источник: Светлана Парфенова

В первой ситуации закон грозит лишь 500-рублевым штрафом (часть 1 статьи 12.17), а вот во втором — штрафом в диапазоне от 3 до 5 тысяч рублей или лишением права управления на срок от трех месяцев до одного года (часть 2 той же статьи КоАП РФ).

Имейте в виду, что зафиксировать нарушение может не только инспектор ДПС, но и видеорегистратор в спецавтомобиле. Кроме того, недавно появились специальные мобильные комплексы фотовидеофиксации, которые умеют делать это в автоматическом режиме. Их уже устанавливают в автомобили «скорой помощи».