ГУП «Мосгортранс» продолжает активно судиться с водителями, по вине которых в ДТП были повреждены трамваи. Предприятие действует нестандартным способом, пытаясь взыскать с автомобилистов утрату товарной стоимости (УТС), рассчитывая ее, исходя из цены нового трамвая 95 млн руб. Общая сумма, которую ГУП хочет взыскать с автомобилистов, составляет 4,5 млн руб. В «Мосгортрансе» Ъ заявили, что большая часть исков судами удовлетворяется; там планируют и дальше отстаивать свои права. В 2021 году в столице появятся новые трамваи стоимостью уже 105 107 млн руб.
О первом разбирательстве ГУП «Мосгортранс» с автомобилистами «Ъ» рассказывал в 2019 году. Москвич Алексей Потемкин попал в ДТП с трамваем, ГИБДД признала его виновником. ОСАГО у Потемкина не было, «Мосгортранс» обратился в суд для возмещения ущерба. Ремонт трамвая «Мосгортранс» оценил в 36,6 тыс. руб., утрату товарной стоимости — в 1,4 млн руб. УТС — это упущенная выгода (транспортное средство после ДТП теряет в цене), которую рассчитывают по методике Минюста исходя из стоимости машины. Документ ранее применялся только для автоаварий, «Мосгортранс» теперь использует его для трамваев.
В 2018 году Останкинский суд удовлетворил требования «Мосгортранса», в 2019 году Мосгорсуд сократил размер УТС до 100 тыс. руб. Методика Минюста не может применяться для аварий с трамваями, следует из решения суда, министерство давало разъяснение в 2019 году. «Мосгортранс» тем не менее решение обжаловал во 2-м кассационном суде, тот вернул дело на новое рассмотрение, в ноябре 2020 года Мосгорсуд вынес новое решение о взыскании с Потемкина уже 109 тыс. руб. УТС, адвокаты собираются его обжаловать.
Похожий случай произошел с Юрием Сизовым, по вине которого в ДТП в январе 2019 года также был поврежден трамвай. В октябре 2019 года «Мосгортранс» обратился с иском в Лефортовский суд, оценив ремонт в 44,6 тыс. руб., УТС — в 1,14 млн руб. У Юрия Сизова было ОСАГО, страховая компания выплатила 400 тыс. руб., остальную сумму «Мосгортранс» пытался взыскать в суде.
«Мосгортранс» подавал апелляцию и кассацию, но суд также оставил решение в силе.
Есть и решения в пользу ГУП. Измайловский суд Москвы в марте 2020 года обязал виновника ДТП с трамваем Виктора Деревянко выплатить 732,3 тыс. «Мосгортрансу» (159,7 тыс. руб. — ремонт, 972,5 тыс. руб. — УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО): адвокаты уже обжаловали решение в Мосгорсуде. Два похожих иска будут рассмотрены в Измайловском суде 15 и 16 декабря, рассказали «Ъ» в пресс-службе Мосгорсуда. С одного виновника ДТП «Мосгортранс» собирается взыскать 359,4 тыс. руб. (16,3 тыс. руб. — ремонт, 743 тыс. руб. — УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО), с другого водителя — 337,5 тыс. руб. (16,3 тыс. руб. — ремонт, 721,2 тыс. руб. — УТС, 400 тыс. руб. оплачено по ОСАГО).
Сейчас в судах рассматривается пять исковых заявлений разных периодов, общая сумма УТС в рамках исков составляет почти 4,5 млн руб., рассказали «Ъ» в пресс-службе «Мосгортранса». В 2020 году в пользу водителей «по делам данной категории» принято одно положительное решение, в пользу предприятия — семь, заявили на предприятии.
Автомобилисты были бы избавлены от необходимости судиться, если бы мэрия закупала трамваи дешевле, отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, тогда все убытки покрывались бы ОСАГО (лимит — 400 тыс. руб.).
Стоимость трамвая, которую указывает «Мосгортранс» в исках (она кладется в основу расчета УТС), бралась из госконтракта, который ГУП заключил в 2016 году с ОАО «Метровагонмаш»: компания обязалась за 56,2 млрд руб. поставить 300 трамваев типа «Витязь-М» в течение трех лет и обслуживать их в течение 30 лет. В октябре 2020 года «Мосгортранс» заключил два новых контракта: на 11 млрд руб. с ООО «Торговый дом СТМ» (входит в группу «Синара») на поставку 90 односекционных трамваев (стоимостью 51,4 млн руб. каждый, цена указана в документации) и на 22,1 млрд руб. с «ПК Транспортные системы» на поставку 40 односекционных трамваев типа «Львенок» (51,7 млн руб. каждый) и 70 трехсекционных трамваев «Витязь-М» (105-107 млн руб. каждый). «Мы не останавливаемся, скоро все трамваи в нашем городе будут тихими, быстрыми и современными», — говорят в дептрансе, рассказывая про новый подвижной состав.
Нельзя исключать, что экспертиза «Мосгортранса» при оценке УТС будет использовать уже новую цену трамваев, предполагает представитель Алексея Потемкина Дмитрий Иванов. «Это полный бред. Не существует в природе вторичного рынка трамваев. Город их закупает, но никуда не продает, а значит, не может быть никакой утраты товарной стоимости в принципе», — заявил он «Ъ».
Иван Буранов