Современные автомобили уверенной поступью движутся в сторону беспилотников. Что бы там ни говорили настоящие «бензиновые головы», большинство автолюбителей все же ждет пришествия «полного автомата» с нетерпением. Плюхнуться на удобное кресло, сбросить туфли и дремать лишний час в пути из дома на работу, при этом не тратясь на персонального водителя и не отказываясь от привычного комфорта личного автомобиля.
Звучит как мечта? А вот и нет — наше ближайшее будущее. Несмотря на то, что и технически, и юридически оно пока еще далеко от реализации, некоторые важные шаги в этом направлении уже сделаны. Частичный автопилот становится вполне обыденной опцией даже для не самых дорогих автомобилей. Например, он есть в интеллектуальном городском кроссовере Haval F7.
Адаптивный круиз-контроль с системой автоматического торможения и функцией распознавания пешеходов
Зачем нужен?
Именно эта функция наиболее приближена к вожделенному «автопилоту», она же — самая крутая, навороченная и сложная. До недавнего времени достоинства круиз-контроля могли оценить главным образом водители-путешественники. На монотонных пустых перегонах наличие заветной кнопки позволяет сэкономить водителю массу сил и нервов.
Однако быстрее всего водители устают не на трассе, а в плотном городском потоке, и в ряде случаев именно круиз-контроль может стать причиной того, что пилот начинает клевать носом от скуки, при этом автомобиль не замедляется, а продолжает поддерживать прежнюю скорость движения, чаще всего — относительно высокую!
Чтобы застраховать водителя от этих проблем и облегчить поездки в городском трафике, заодно уменьшив вероятность получить штраф за скорость, и придуман адаптивный круиз-контроль. В кроссовере Haval F7 эта опция доступна в комплектации Tech Plus.
Что может?
Главная функция такого автопилота — это «умение» тормозить перед препятствием. При его включении нужно выбрать не только желаемую скорость движения, но и выставить максимально допустимую дистанцию, которую система должна удерживать.
Водители, испытавшие работу адаптивного круиза на себе, советуют в городе ставить этот параметр на минимум, чтобы не оставлять простора для любителей влезть в чужой ряд на светофоре или просто в пробке. На трассе, естественно, лучше выставлять максимально возможный интервал, чтобы не «висеть на бампере» у впереди идущего автомобиля и дать электронному помощнику шанс в случае экстренного торможения.
Современные системы «видят» не только автомобили, но и пешеходов, причем в идеальном случае — раньше самих водителей, потому что используют для оценки ситуации не человеческое зрение, а радиоволны или лазерные лучи инфракрасного спектра. Теоретически для них пешеход даже ночью в темной одежде не является «невидимкой» уже с расстояния примерно в 150 метров, в то время как водитель с такого расстояния способен увидеть человека, только если на нем светоотражающий жилет. Правда, пока что практические результаты немного скромнее: ведущие разработчики заявляют, что гарантированно избежать столкновения можно при скорости не более 35 км/ч с расстояния около 40 м.
Когда не сможет выручить?
Адаптивный круиз автоматически выключается, если впереди идущая машина стоит дольше определенного времени, например 30 секунд. Оно и понятно — на длинном светофоре, в «глухой» пробке или в иных дорожных ситуациях водитель может отвлечься от управления, и внезапный старт с места станет для него сюрпризом.
Естественно, стоит постоянно напоминать себе о том, что автомобилем управляете вы, а «умный» круиз всего лишь вам помогает делать это без лишних усилий. За все юридические и материальные последствия дорожных ситуаций отвечать вам, а не ему.
Система контроля полосы
Зачем нужна?
Как следует из названия эта система нужна для того, чтобы автомобиль не покидал полосу движения случайно, если водитель потерял концентрацию, отвлекся или уснул. Как и адаптивный круиз-контроль, это важная часть будущих «беспилотников».
Как показала практика, доверять автоматике управление разгоном и замедлением довольно быстро учатся даже самые недоверчивые водители, а вот с тем, что касается рулевого управления, ситуация совсем другая. Тем более, что, в отличие от адаптивного круиза, система в своей работе ориентируется не на показания высокоточных радаров и лидаров, а на анализ данных вполне обычной видеокамеры, похожей на ту, что встроена в любой мобильный телефон, — с соответствующей погрешностью. Сигнал с камеры передается на матрицу, часто — черно-белую для большей контрастности: полосы разметки выглядят на ней более яркими, чем окружающий асфальт.
Что может?
Подобные системы бывают двух видов. Простейшие — просто предупреждают водителя о выходе машины из полосы. Они могут вибрировать рулем, издавать звуковой сигнал, мигать специальной лампочкой — в большинстве случаев этого достаточно, чтобы привлечь внимание человека к потенциально опасной ситуации.
Более продвинутые системы идут дальше — они возвращают автомобиль в выбранную полосу. Как раз такая система и установлена в Haval F7. Для этого используется либо непосредственное воздействие системы на рулевое колесо, либо подтормаживание колес со стороны, противоположной направлению увода машины.
Когда не поможет?
К сожалению, работать корректно эта функция будет только тогда, когда разметка хорошо видна на дороге. В противном случае она, вежливо предупредив, самоустранится.
По сути, для полноценной работы системы ей нужна автоматическая «обратная связь» и от дороги, и от водителя. Такие системы уже есть в разработке — например, наладить получение автомобилем данных о рядности на «умных» перекрестках технически вполне возможно. Но на их внедрение, тем более — повсеместное — уйдет довольно много времени.
Система распознавания дорожных знаков
Зачем нужна?
Изначально систему изобрели, чтобы следить за меняющимися ограничениями скорости. Любой водитель понимает, что в ситуации с засильем на дорогах камер видеофиксации нарушений это крайне актуальная опция. А еще — она помогает избавить водителя от значительной части дорожного стресса. Знаки не всегда хорошо видны человеку, а вот от камеры они вряд ли скроются.
Обычно система использует ту же камеру, что и система контроля полосы, только матрица в этом случае используется не монохромная, а цветная. Специальным софтом анализируется форма, цвет и считывается цифра ограничения в тех областях картинки, где обычно располагаются дорожные знаки.
Что может?
Система носит рекомендательный характер и не вмешивается в процесс управления напрямую, ограничиваясь оповещениями — звуковыми, голосовыми и графическими — на экране мультимедийной системы. Кроме ограничений скорости, она может считывать и показания других знаков, например — указателей направления движения по полосам. Эту информацию система не обрабатывает сама, а передает системе навигации, благодаря чему последняя может более точно вести водителя по заданному маршруту — в частности, позволяет точнее «попадать» в нужные съезды на развязках, даже если «подтормаживает» сигнал GPS.
Когда не поможет?
В России часто снегом заметает именно дорожные знаки, и тут уж водителю придется вспомнить навыки езды без очередного электронного помощника. Впрочем, это не повод отказываться от использования удобной системы во все остальное время.
Мониторинг слепых зон
Зачем нужен?
Проблема слепых зон существовала всегда. Активно решать эту проблему начали в начале 2000-х годов, одновременно с повсеместным распространением парктроников. В системе мониторинга слепых зон обычно используются те же датчики, что и в парковочных системах, только активируются они при включении сигнала поворота. И уже сейчас система распространена в автомобилях, есть она и у интеллектуального кроссовера Haval F7.
Что может?
После активации система подает аудиовизуальный сигнал о помехе справа или слева — совсем как парктроник. В более сложных системах «компьютер» активно вмешивается в управление, задействуя те же механизмы, что и активная система контроля полосы — физически не дает перестроиться, пока в мертвой зоне находится автомобиль.
Когда не поможет?
Как правило, этот ассистент работает только при относительно высоких скоростях — от 50 км/ч и выше. При более низких скоростях автомобили обычно движутся более плотным потоком, и постоянное срабатывание системы будет только раздражать водителя.
При резких перестроениях толку от него немного. При экстренных объездах препятствия редкий водитель включает поворотник, а значит, система просто не сработает.
Помощник при езде задним ходом
Зачем нужен?
Следующим логичным шагом развития парктроников (а особенно — в комбинации с камерами заднего обзора) стали всевозможные системы помощи при движении задним ходом. Это абсолютно логично, потому что при движении назад у водителя в любом случае очень сильно ограничен обзор, и количество слепых зон возрастает в разы. Они могут иметь разное исполнение — от простого звукового уведомления, предупреждающего о препятствии до развитых систем, позволяющих практически автоматизировать движение задним ходом и исключить вероятность столкновений. У каждого производителя свое понимание «золотой середины», но, как правило, любая из этих систем достаточно эффективна.
Что может?
Практически полностью избавить от проблем при езде задним ходом, которая многим дается с большим трудом. Именно такая система помощи и представлена в интеллектуальном городском кроссовере Haval F7. Часто водитель, включив аварийку, медленно пятится и все равно получает в спину гудки. Микроволновые датчики, расположенные под боковинами заднего бампера F7, сканируют пространство сзади-сбоку автомобиля. Датчики распознают приближающиеся к вам автомобили, и система заранее подает звуковой сигнал с индикацией на передних стойках вблизи боковых зеркал, со стороны препятствия, упрощая выезд с перпендикулярной или «елочной» парковки.
Когда не поможет?
Бесполезной система может оказаться в случае с выездом на дорогу с оживленным движением — можно не успеть среагировать на предупреждение, если скорость движущегося в перпендикулярном направлении авто будет высока.
Автоматическое управление дальним светом
Зачем нужно?
Система исключает ослепление других водителей. В населенных пунктах и на дорогах, оборудованных фонарями, также работает в автоматическом режиме: если датчик освещенности считает, что освещенность дороги достаточная, он выключает дальний свет.
Что может?
Представим: вы едете с дальним светом и видите впереди фары встречного автомобиля. С какого расстояния дальний свет начнет мешать встречному водителю? Мигнет он, чтобы попросить переключиться, или будет мучиться, проклиная вас последними словами? С другой стороны, если переключиться на ближний слишком рано — можно не заметить опасные «сюрпризы» на дороге.
Вот от этих сомнений и призван избавить водителя этот электронный помощник. Система оценивает расстояние до встречного автомобиля и выключает дальний ровно перед тем, как ваш визави попадет в мощный пучок ваших фар и будет ослеплен.
Когда не поможет?
В туман и во время осадков предпочтительнее выбирать режим работы освещения вручную, потому что так водитель лучше подстраивается под свои индивидуальные особенности зрения.
Умные помощники уже сейчас серьезно облегчают жизнь водителя. И доступны они не только в сверхдорогих автомобилях, постепенно богато «упаковывать» машину прогрессивными опциями начинают и производители с более гибкой ценовой политикой. В качестве хорошего примера можно привести интеллектуальный городской кроссовер Haval F7. В базовой комплектации авто предусмотрены и круиз-контроль, и система контроля давления в шинах, и помощь при подъеме и спуске. Более продвинутые опции, о которых и шла речь в статье, появляются в комплектации Tech Plus. Выбрать комплектацию можно здесь.