Aston Martin DB5: звездный авто Шона Коннери и лучшая машина 007

31 октября стало известно о смерти Шона Коннери, скончавшегося на 91 году жизни. Авто Mail.ru рассказывает об автомобиле, который стал культовым благодаря роли в «бондиане» и харизме шотландского актера
Денис Буденков

Дебют Aston Martin DB5

В начале шестидесятых компания Aston Martin разработала новый автомобиль класса «Гран Туризмо», наследника успешной модели DB4 — купе DB5. Все эти модели получили название, состоящее из инициалов британского промышленника Дэвида Брауна, который купил Aston Martin в 1947 году.

Внешне новинка была практически идентична предыдущей модели, чьи черты дизайна за авторством итальянцев на долгие годы станут визитной карточкой Aston Martin. DB5 получил доработанное шасси и передовую рядную «шестерку», разработанную знаменитым инженером Тадеком Мареком.

Четырехлитровый мотор выдавал весьма впечатляющие для того времени 282 л.с. и 380 Нм крутящего момента. На выбор были доступны две коробки передач: 5-ступенчатая механика ZF и 3-ступенчатый «автомат» производства BorgWarner. Другими важными изменениями стали дисковые тормоза спереди и сзади, двухкамерный усилитель тормозов и 15-дюймовые колеса.

По разным данным, всего в период с 1963 по 1965 годы было выпущено немногим больше тысячи экземпляров DB5 в разных модификациях.

Сначала в «Астоне» решили поработать над мотором и выпустили версию Vantage. Она отличалась двигателем с измененными распредвалами и тремя модернизированными карбюраторами, мощность которого довели до 325 л.с. Динамические показатели Vantage стали выдающимися для той эпохи. Обычный DB5 разгонялся до «сотни» около 8 секунд, а «Вантаж» делал это всего за 6,5 секунды. Всего было построено 65 экземпляров

Несмотря на то, что подавляющее большинство DB5 было в кузове купе, Aston Martin решил построить еще две версии. Первая — DB5 Convertible, — лишилась крыши и вышла тиражом в 123 экземпляра (из них лишь семь — Vantage). Универсал DB5 Shooting Brake оказался еще уникальнее. По легенде, Дэвид Браун решил выпустить универсал, потому что клюшки для гольфа, охотничья собака и стрелковое оружие не влезали в багажник служебного DB5.

Aston Martin DB5 в кино

В 1963 году у киностудии EON Productions после долгих дискуссий получилось арендовать у Aston Martin автомобили для участия в съемках нового и третьего по счету фильме о Джеймсе Бонде.

В романе Яна Флеминга «Голдфингер» агент 007 водил Aston Martin DB Mark III. Но к 1964 году, когда фильм вышел в прокат, новейшей моделью в линейке «Астона» была DB5, поэтому выбор пал на нее. Для съемок выделили два автомобиля. Один использовали в сценах погонь, а второй для крупных студийных планов в салоне.

Примечательно, что первая сцена с DB5 в «Голдфингере» была снята прямо на заводе Aston Martin, который подали под видом штаб-квартиры МИ-6. В ней агент Q представляет автомобиль Джеймсу Бонду (в исполнении Шона Коннери) и рассказывает о главных шпионских фишках машины.

Над улучшениями автомобиля работал эксперт по спецэффектам Джон Стерс. Для Бонда DB5 оборудовали пулеметами в передних крыльях, выдвигающимися из колес лезвиями для разрезания шин автомобилей врагов, пуленепробиваемым защитным экраном позади заднего стекла, вращающимися номерными знаками, системой разлива масла по дороге и генераторами дымовой завесы, а также радаром и катапультирующимся креслом пассажира.

По сюжету «Голдфингера», Бонд врезался в стену и разбил DB5, пытаясь сбежать со злодейской базы. И все же, после выхода фильма автомобиль так полюбился зрителям, что в 1965 году он вернулся в следующем фильме с Шоном Коннери — «Шаровая молния».

В следующий раз на экраны Aston Martin DB5 появился только в фильме с Пирсом Броснаном в 1995 году, когда ирландский актер дебютировал в роли агента 007. Два года спустя машина побывала в кадре несколько секунд в «Завтра не умрет никогда».

Активно к истории «бондианы» начали возвращаться создатели современных фильмов с Дэниэлом Крейгом в середине нулевых с появлением DB5 в «Казино рояль», где Бонд выиграл классический спорткар у террориста Алекса Димитриоса. Следом этот автомобиль сыграл важную роль в мрачном «Скайфолле», задав настроение на фоне живописных пейзажей туманной Шотландии, и вновь вернулся на экраны в пробирающей концовке «Спектра».

Утерянный Aston Martin DB5

Сейчас большинство Aston Martin DB5, которые принимали участие в съемках «бондианы», стоят в музеях или находятся у коллекционеров, которые порой привозят их на различные выставки. Но с одним из двух оригинальных автомобилей, которые Шон Коннери водил в «Голдфингере», связана весьма загадочная история.

Первоначально шасси DP/216/1 DB5 купил коллекционер Ричард Д. Лоси за 12 тысяч долларов после съемок фильма, а в 1986 году продал DB5 другому коллекционеру по имени Энтони Пульезе за 250 тысяч долларов.

Пульезе хранил автомобиль в ангаре аэропорта Бока-Ратон во Флориде, но в 1997 году «Астон» угнали. Операция была тщательно спланирована. Ночью преступнику удалось обмануть сигнализацию, провести охранников, и незаметно загнать машину в небольшой грузовой самолет.

Найти машину до сих пор не удалось. По легенде, ее выбросили из самолета в океан где-то у архипелага Флорида-Кис. Некоторые утверждают, что машина может находиться у частного коллекционера где-то на Ближнем Востоке. В любом случае, с тех пор местонахождение машины неизвестно. А за DB5 Пульезе получил от страховой компании весьма немаленькую сумму — более 4 миллиона долларов (кто-то считает, что он был замешан в угоне). Кстати, об этом автомобиле и еще одиннадцати других мы рассказывали в материале, посвященном пропавшим без вести дорогим автомобилям.

Наследие Aston Martin DB5

Благодаря «бондиане» Aston Martin DB5 вошел в историю как один из самых красивых британских автомобилей. Культовая машина, прочно ассоциирующаяся с известным шпионом, появлялась во множестве фильмов и видеоигр, вроде Need for Speed и Grand Theft Auto.

Спустя почти 50 лет после выхода на экраны «Голдфингера» в Aston Martin решили прикоснуться к истории и по оригинальным чертежам построить 25 экземпляров DB5 — с нуля.

Первый автомобиль был выпущен летом 2020 года, над ним трудились специалисты из подразделения Heritage, базирующегося на заводе в Ньюпорт-Пагнелл — родине оригинального DB5. Реплика получила такой же рядный 4,0-литровый бензиновый шестицилиндровый атмосферный мотор с тремя карбюраторами. В Aston Martin рассказывали, что ее инженеры тратят примерно по 4 500 часов на создание каждой машины.

41

Как и DB5 из «Бондианы», автомобиль оснащен системой выпуска дымовой завесы, поворотными номерными знаками, распылителем масла, телефоном в водительской двери, пулеметами в передних крыльях (правда, это муляжи), лезвиями в колесных дисках и другими гаджетами.

Чтобы заставить все эти шпионские вещи работать, Aston Martin обратился за помощью к Крису Корболду, который занимался спецэффектами в 11 фильмах о Бонде. По его словам, сложность состояла в том, чтобы уместить и заставить функционировать все гаджеты в одном автомобиле, поскольку для съемок в кино для каждой сцены строили разные машины.

Такие Aston Martin DB5 Goldfinger оценили в 2,75 млн фунтов стерлингов каждый (это больше 280 миллионов рублей). К сожалению, в угоду бондовским гаджетам эти автомобилей выпускать на дороги общего пользования запрещено.

В 2021 году мы вновь увидим DB5 в последнем фильме с Дэниэлом Крейгом «Не время умирать» и на мгновение вернемся в 1964 год — судя по трейлеру, Бонд задействует как минимум встроенные в автомобиль пулеметы.