Единая платформа для выбора и оформления ОСАГО появится в России. Об этом сообщает сайт Государственной Думы.
«Заключить договор ОСАГО в электронном виде можно будет при помощи финансовой платформы, которая позволит сравнить условия автострахования. Реестр финансовых платформ ведет Банк России», — гласит сообщение на сайте ГД.
Отдельно указано, что воспользоваться единой платформой можно будет с 19 октября. Больше никакой информации портал Думы не приводит.
Чтобы узнать, чем новая платформа отличается от уже существующих сервисов для покупки ОСАГО, Авто Mail.ru обратился в Центральный банк России (ЦБ) и Российский союз автостраховщиков (РСА).
В ЦБ подтвердили факт создания платформы и рассказали, какими сервисами там можно будет воспользоваться.
«На настоящий момент в реестр финансовых платформ включены платформы Московской Биржи и ВТБ Регистратора. Пилотными продуктами на этих платформах станут банковские вклады и региональные облигации соответственно. Финансовая платформа Московской биржи будет работать под брендом Финуслуги, соответствующие изменения в правила финансовой платформы зарегистрированы в Банке России. Ее коммерческий запуск запланирован на октябрь этого года. Ранее платформа Финуслуги заявляла о планах предложения страховых продуктов, точные сроки пока не назывались», — рассказали в пресс-службе ЦБ.
Поведали представители регулятора рынка ОСАГО и о том, как будет функционировать платформа.
«С точки зрения основных регуляторных новаций финансовая платформа имеет право на получение с согласия клиента данных из государственных информационных систем, а в ближайшей перспективе ожидается подключение финансовых платформ к Цифровому профилю (это предусмотрено Постановлением Правительства No 710.) Благодаря этому функционал платформы предполагает возможность предзаполнения анкеты клиента с помощью портала Госуслуг при приобретении финансовых продуктов, что улучшает клиентский опыт пользователей системы», — рассказали в ЦБ.
Страховщикам такая система тоже на руку: они получат возможность проведения пре-скоринга и обогащения данных клиентов, что потенциально позволит точнее оценивать риски и давать клиенту выгодные предложения по страховым продуктам.
«Это так называемый маркетплейс. В новой финансовой платформе будет особый перечень, и пользователь сможет выбрать то, что именно ему интересно. Подписание соглашения впереди. Там будет детально прописано, кто именно примет участие в маркетплейсе, какие компании. Зайдя на сайт, пользователь увидит все подробности», — рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Агрегаторов должно быть столько, сколько интересно потребителю, уверен учредитель группы компаний «Правокард» Николай Тюрников.
«По сути, каждая платформа, которая позволит сделать выбор, идёт нам на пользу. Потребитель таким образом сможет выбрать для себя наиболее привлекательные условия. В мире я не знаю ни одного примера, когда регулятор рынка или государственный орган создавал бы такой маркетплейс. Обычно это делают коммерческие структуры. В целом, как первый шаг, когда это создаётся ЦБ, а потом передаётся в рынок, такая конструкция может сработать», — считает эксперт.
Это можно объяснить тем, что продукт ОСАГО сам по себе стандартизирован.
«То есть условия от страховой компании к другой страховой кроме цены меняться не могут. Это одни единые правила страхования, и один тарифный коридор. Сейчас страховые компании конкурируют только по цене. Но важно понимать, что следующим шагом должна быть конкуренция по сервису, то есть по качеству самого обслуживания. В частности, когда речь идёт об урегулировании убытков: как ремонтируется, автомобиль, где, и какие осуществляются выплаты, с какой скоростью. Это очень важно: есть ли возможность выбрать натуральную форму возмещения или попросить деньгами. Но пока, повторюсь, новая платформа — это просто сравнение цен у разных страховщиков ОСАГО», — говорит эксперт.