Про трудности
— 2020 год — очень сложный для всех. Экономические проблемы, вирус... Что изменилось на заводе в этом году?
— После начала пандемии все офисные сотрудники и большинство рабочих конвейера были отправлены по домам. Однако сейчас завод работает в прежнем режиме, хотя и с нововведениями: масочный режим, дистанцирование, контроль температуры и так далее. При этом часть офисных сотрудников работает дома, а отдел персонала разрабатывает стандарты для тех, кто работает удаленно. Вполне возможно, что удаленная работа может быть не менее эффективной, чем офисная, а в будущем может стать неотъемлемой частью бизнеса.
![](https://resizer.mail.ru/p/5f2b7ef7-142f-59d9-89de-eb201f6d27c7/AQABcyROMfRj2IFNKhCpdpyRQbIr1cHg3nEtQeDAuAm4m1w7SsDEGM83FVtacDcR3UO2HcTKZHVoOwgMRpzINT4OI-c.jpg)
— По итогам 8 месяцев 2020 года продажи Nissan снизились на 15%, а в августе вообще на 35%. Как это отразилось на работе завода?
— Очевидно, что российский автомобильный рынок находится не в лучшей кондиции. Еще до наступления пандемии в компании было принято решение о переходе с двухсменного графика работы завода на односменный с максимальной загрузкой, что привело к расставанию с частью сотрудников с предоставлением им хорошего компенсационного пакета. А пандемия только усилила негативные моменты. Однако если говорить про августовские продажи, то надо понимать — мы сейчас находимся в стадии обновления своих самых главных моделей: X-Trail и Qashqai. Именно с этим и связано временное снижение продаж. Однако с сентября обновленный X-Trail уже поступает к дилерам.
Обновленный Qashqai
— А что с Qashqai? Когда мы сможем его увидеть? И что там будет нового?
— Продажи обновленного Qashqai стартуют 1 октября. Завод уже делает такие автомобили, и скоро у дилеров их будет много. Модель получит такие же опции, как и Nissan X-Trail: сможет похвастаться новыми функциями и опциями. Например, благодаря модернизации Nissan Connect смартфон можно будет подключить к системе через Android Auto или Apple CarPlay, появится возможность управления мультимедийной системой с помощью голосовых команд.
— На этом обновление российского Qashqai закончится?
— Не совсем. В 2021 году Qashqai и X-Trail получат новые опции: систему контроля при движении в полосе с подруливанием и адаптивный круиз-контроль, но подробнее об этом мы сообщим чуть позже.
![](https://resizer.mail.ru/p/bd210277-3508-5384-9bed-a383ed815415/AQABpFrkQKclGmAyBZ5CukW46nwAwyUK5t6SljStEpE_lo12B5cIDFS78LJpLGxvo13KFkxXVw4Nyf1FdIFN3iznGY0.jpg)
Про зарплату
— А сколько получают рабочие, которые собирают Nissan на заводе в Санкт-Петербурге?
— Стартовый уровень зарплаты 55-60 тысяч, плюс есть премии по итогам квартала.
— Сложно ли устроиться на завод?
— Для работы на конвейере высшего или какого-то специального образования не требуется. Человек должен быть способен читать инструкции и качественно выполнять элементарные сборочные операции, что мы проверяем на специальных тестах. Что касается офисных сотрудников, то здесь есть одно из основных требований — знание английского языка. Также нужен опыт работы в конкретных областях (логистика, инженерия и т.п.). При этом у нас минимальная текучка, устроившись к нам, люди не хотят куда-то уходить.
![](https://resizer.mail.ru/p/c344345e-f5c7-58cc-b4c2-4996eed849ee/AQABESGVKQdtinwwv7xx5fEis0vyM5aLDFz53rkKxFbIIIUxhoZjIpZyk_D6aSU8zgbd5RxEE1p0dMiLunx-XyW1-o4.jpg)
— А какие перспективы для карьерного роста?
— Nissan — большая компания. И у нас есть много курсов, которые помогают развитию сотрудника. Поэтому при желании можно вырасти из простого рабочего до руководителя. И таких примеров масса. Но важно, чтобы было желание человека. Мы не заставляем никого учиться, но всегда готовы помогать. Например, у нас есть множество специализированных курсов по программам MS Office, по пневматике, а также по повышению компетенций, например, публичные выступления, анализ информации и т.п.
— Сотрудничаете ли вы с высшими учебными заведениями Петербурга?
— Несколько лет назад мы запустили большую программу под названием «Старт» с несколькими вузами города. Мы ищем толковых студентов, которые становятся частью команд по запуску моделей, развитию инфраструктуры и так далее. Причем мы платим таким студентам зарплату, а они работают с реальными проектами. И после окончания обучения в институте мы с удовольствием ждем этих выпускников у себя.
![](https://resizer.mail.ru/p/de7a4639-35d0-5b17-9ca5-bf15a1e541df/AQABDd1LumtdRVxvNzywpLzKjcM-OSoZPAevE5IMtxkFEyPOGOun3N8VI4JdazxdzAMJcLAZLtEniZ1qKQaXnxqSnnA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/6888b52e-197f-5979-be24-bedd8d41d1aa/AQABNomOvuyePuJ3fae3dqR9L7Bo4Cqa48FJfo_Q5Qk2zLNlCzIti9FcGmwJYKHQwMRVa4BiT93dHHCHDqHagufk0J4.jpg)
— Сотрудники завода могут купить Nissan со скидкой?
— Конечно, причем не только Nissan, но и Renault, ведь наши компании состоят в альянсе. Мало того, у нас есть спецпрограммы лизинга для сотрудников.
Лучше, чем в Европе
— На некоторых заводах в Европе можно увидеть рабочих в так называемых экзоскелетах, которые помогают выполнять тяжелые операции. Но у вас их нет. Почему?
— Мы с нашими британскими коллегами выясняли этот вопрос. Но в итоге решили, что экзоскелеты пока недостаточно эффективны. И лучше использовать приспособления для облегчения поднятия и перемещения грузов (каракури, манипуляторы и т.п.).
— Почему можно услышать, что автомобиль, сделанный в Японии или Европе, лучше и качественнее, чем российский?
— Это миф. Наш завод в Санкт-Петербурге последние годы стабильно входит в пятерку лучших предприятий альянса по качеству продукции. Для нас это принципиальный момент. Еще раз — мы постоянно обходим по качеству японские и европейские заводы. При этом у нас довольно маленькое предприятие по мировым масштабам — в прошлом году сделано около 56 тысяч автомобилей.
![](https://resizer.mail.ru/p/bd724b1c-4449-55f4-85a2-2a29d217144e/AQAB086DJb-zpvuiOpkM-MrHuCN04W7EdL0JmysjF_3M1cia7PHA8NbLFk_X6Ol09LfGTnyE-iEC7mekoG3Hngop1iM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/8915e8fa-6dc0-5a29-a630-aef11eb5aa49/AQABxAKX_kaqBd-asKR0eJpPNA-FZd2WC6Kygov2Q46DoJ1QcsXA7EUXrTrNwTH-hNRpF0AzXmr0Z8oNVd63psh6n7E.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/cca14437-23e5-5f9c-a4c9-f03b20918bb7/AQABQa_86NPNtKlPd24Oo9WgylJZs5OwAXKg8V4Y1XiEgwLmwsczT3ZYhuvenFVKr0kSsyry8mBOLCH3tRPNxDTn6OM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5a98103c-0ab6-59fc-9ee1-c96f2aebe7d3/AQABV8fN6D5We7oNAQimq5s5pg4_Fc4N29WFx4Tx8pPGdAVcC5mX8q5vq2-gO7o7XQGz6SoZKk5OALQ7rUeTQO99sRw.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/689b22a8-9b28-595b-9192-684524d4aa6f/AQABMEwuFgZc4tw8kfmlT9Gls99L4K0bK8bafnrxN6VzScVy54reZlN_FfV2H4DbOd_NEyZkPsJ7lBl7_8uB0ueXnFs.jpg)
— Планируется ли организация производства двигателей и трансмиссий для Nissan в России?
— Этот пункт лежит на повестке дня. И он рассматривается в рамках развития с альянсом с Renault. Не секрет, что сейчас развитие двух компаний идет в сторону создания автомобилей на общих платформах. Но нужно понимать, что локализовать производство двигателей и трансмиссий имеет смысл при объеме производства от 150 тысяч. Мы же, напомним, в прошлом году сделали 56 тысяч.
— Экспортируются ли собранные в России Nissan на европейский рынок?
— Автомобили мы поставляем в Белоруссию, Казахстан и другие наши братские страны. А вот в Европу мы отправляем бамперы. Сейчас все бамперы для Nissan X-Trail, которые поставляются дилерам, сделаны именно в Санкт-Петербурге.
P.S. Ну и если вы хотите купить Nissan X-Trail или Qashqai, то не спешите бежать к дилерам и хватать машины с навешанным на нее дополнительным оборудованием. Ведь можно забронировать машину онлайн и получить ее в том виде, что описано на сайте.