Стоит ли идти работать на завод Hyundai?

Как сейчас делают машины в России? Сколько получают рабочие и как можно стать начальником? Авто Mail.ru решил поговорить с людьми, которые отвечают за выпуск машин в нашей стране
Денис Смольянов

Сегодня мы расскажем о заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, а поможет нам в этом директор производственного управления Андрей Казак.

— Андрей Николаевич, расскажите нам, чем производство автомобилей на вашем заводе отличается от других предприятий?

— Когда Hyundai строила свой завод в Петербурге, то корейцы изначально рассчитывали на большое производство автомобилей. А это подразумевает использование высоких технологий. С самого начала завод имел много роботов, причем постепенно их количество увеличивалось. И сейчас на конвейере работает не так уж и много людей — даже по сравнению со многими европейскими предприятиями. А ведь это дает не только экономический эффект, но и позволяет обеспечить более высокое качество. Кто бы что ни говорил, но робот на конвейере работает лучше человека. Причем нужно иметь в виду, что многие роботы, штамповочное производство и прочее — они сделаны членами большой семьи Hyundai. Еще одна особенность Hyundai — большое число своих поставщиков, с которыми компания работает уже много лет.

— Что значит «свои поставщики»?

— Стать поставщиком комплектующих на завод Hyundai очень сложно, требования жесточайшие. Но если это случилось, то компания будет плотно с вами работать. И при необходимости помогать. Если возникают какие-то проблемы с качеством продукции, то им помогут, скажут, как лучше изменить производство, дадут конкретные советы по работе с персоналом, порекомендуют необходимое оборудование и так далее. Ведь если у тебя хороший и надежный поставщик комплектующих, то у тебя и проблем будет гораздо меньше.

— То есть с поставщиком будут работать, даже если он делает некачественную продукцию только потому, что с ним сотрудничают уже 50 лет?

— Разумеется, нет! Есть жесткие показатели дефектности — так называемый PPM. И если он падает ниже определенного уровня, то мы просто прекращаем принимать продукцию от такого поставщика. Здесь все очень жестко.

— А кто больше виноват, если у машины что-то ломается? Поставщик или это проблема сборки?

— При современном уровне автоматизации и контроля с уверенностью могу сказать — если что-то ломается, то это проблема поставщиков комплектующих. Ведь мы фиксируем абсолютно все гарантийные случаи, есть специальный отдел гарантии качества, который этим занимается. Как только появляется повторяющаяся проблема, то это сразу же выявляется.

Сборка на заводе Hyundai
6фотографий

— Но мы же с вами понимаем, что завод в Петербурге не является самым современным предприятием Hyundai в мире.

— Это правда. Есть предприятия с более высоким уровнем автоматизации. Но там гораздо большие объемы производства, что делает использование роботов экономически целесообразным. Хотя повторю еще раз — на заводе в Петербурге высокий уровень автоматизации. Сейчас 2400 человек у нас делают 246 тысяч автомобилей. То есть на одного сотрудника приходится чуть больше 100 машин в год. А на производство одного автомобиля у нас сейчас уходит в среднем 15 часов — еще 10 лет назад это было 20 часов.

— Каков уровень локализации производства на данный момент?

— Сейчас у нас уже больше 50%. Но скоро это процент увеличится: уже в следующем году начнет работать завод по производству двигателей. Локализованы будут и аккумуляторы.

— А какие машины вы можете делать в Петербурге? Ну кроме Solaris, Rio и Creta? Могли бы вы, скажем, начать выпуск больших кроссоверов?

— Нет. Завод изначально был заточен на выпуск моделей этого класса. И статистика продаж показывает, что это был правильный выбор — в отличие от многих других автомобильных заводов в России, мы сейчас работаем в три смены.

— Как изменилась жизнь завода после начала пандемии?

— Изначально многие сотрудники ушли на работу дома. Однако нужно понимать — конвейер не может работать «на удаленке». Когда дилеры были закрыты, то мы тоже были вынуждены остановить конвейер. Но сейчас мы работаем в стабильном режиме. Все сотрудники у нас получают ежедневно по 4 маски, мы даем перчатки, у каждого входящего на территорию измеряют температуру. А потом еще температура контролируется дважды в течение дня. Если есть хотя бы температура 37, то сотрудник сразу отправляется домой. По страховке к нему приезжают врачи из частных клиник, не из поликлиники. И снова на предприятие он может выйти только при закрытом больничном и справке об отсутствии «ковида».

Сварочный цех на заводе Hyundai
6фотографий

— Какая зарплата на заводе?

— Я могу сказать только стартовый уровень. Это 50 тысяч рублей, даже чуть больше. Но у нас еще есть система условных «разрядов», зарплата повышается по мере стажа. В итоге через какое-то время зарплата может быть выше в полтора-два раза. Причем имейте в виду, что мы обеспечиваем бесплатным питанием, хорошей страховкой и многим другим. Например, если у вас родился ребенок, то вам будет предоставлен седан Genesis с водителем для встречи из роддома.

— Как начать работать на заводе Hyundai?

— Поступить к нам на завод не так-то и просто. По статистике около 50% сотрудников работают у нас более 5 лет. А это хороший показатель, он говорит о том, что люди держатся за работу. А если они и уходят, то обычно в первые полгода.

— Какой уровень образования требуется?

— Для тех, кто трудится на линии по сборке, какого-то специального образования не требуется. Конечно, кроме желания работать. Что касается инженеров, то тут, конечно, нужно высшее образование и опыт работы. Кроме того, одним из важных условий является знание английского языка. Кстати, мы берем на стажировку студентов и даже платим им стипендии.

— Можно ли сотрудникам Hyundai купить машину со скидкой?

— Да. Если машина сделана на заводе, то стандартная скидка будет от 7 до 13% в зависимости от стажа. Но, например, в честь 10-летия завода сотрудники могли купить Solaris или Creta со скидкой 20%, причем она суммировалась со всеми программами господдержки.

— Проводите ли вы экскурсии по заводу?

— До пандемии — постоянно. Для этого нужно было просто записаться на сайте. Сейчас, к сожалению, эта практика прекращена. Но как только ситуация с вирусом улучшится, мы обязательно ее возобновим.

Ну и если вы хотите купить Solaris или Creta то не спешите бежать к дилерам и покупать машины с навешанным на нее дополнительным оборудованием и переплачивать 30-70 тысяч рублей. Ведь можно забронировать машину онлайн и получить ее в том виде, что описано на сайте. Мало того, производители или дилеры часто при бронировании машины онлайн предоставляют дополнительные скидки, которые вам никогда не предложат в автосалоне. Например, на Solaris скидка сейчас достигает 235 тыс. руб.!