План по обеспечению неотвратимости наказания иностранцами нарушителями ПДД, который больше года готовится МВД по поручению правительства, вновь переписан. Как выяснил «Ъ», МВД под нажимом Минфина и Минтранса отказалось от идеи увеличить штат сотрудников для контроля нарушителей на машинах с иностранными номерами, а также от намерений создать на границах со странами ЕврАзЭС сеть стационарных пунктов с камерами, стоянками и терминалами для оплаты штрафов. Получать сведения об иностранных автовладельцах полиция рассчитывает из системы международного страхования «Зеленая карта». Страховщики предупреждают об отсутствии технологических возможностей для использования ее в рамках подготовки писем счастья .
«Ъ» ознакомился с новой редакцией плана (дорожной карты) по «обеспечению неотвратимости наказания иностранных граждан», нарушающих ПДД. Подготовить набор мер президент РФ поручил правительству прошлым летом со сроком исполнения 1 февраля 2020 года. Белый дом, в свою очередь, поручил МВД готовить «дорожную карту» с конкретными предложениями и сроками. Первая редакция плана была готова в ноябре 2019 года и с тех пор дорабатывается.
Как выяснил «Ъ», первоначальный документ претерпел значительные изменения. По-прежнему он говорит о необходимости принять закон, обязывающий иностранных перевозчиков и граждан оплачивать штраф за нарушение ПДД до выезда из России — в случае неуплаты машина будет перемещена на штрафстоянку. Полномочия по контролю за оплатой получат сотрудники ФТС и Ространснадзора.
При этом в МВД отказались от планов создать на границах со странами ЕврАзЭС сеть стационарных пунктов (постов) с камерами по проверке номеров, стоянками и терминалами для оплаты.
МВД хотело увеличить штат сотрудников полиции и Ространснадзора, в зоне обслуживания которых будут находиться новые пункты контроля. По данным «Ъ», против этого выступил Минфин: в ведомстве настояли, чтобы борьба велась без увеличения числа сотрудников. МВД также хотело разместить стоянки и терминалы для оплаты в пунктах пропуска через госграницу, но в Минтрансе, по сведениям «Ъ», заявили «об отсутствии такой возможности», и от этой меры тоже отказались. Скорректированный план предполагает лишь камеры на подъездах к границам со странами ЕврАзЭС. К этой работе подключат ГК «Автодор» и Росавтодор.
Изначально планировалось наладить между МВД и ФТС автоматический обмен информацией, необходимой для вынесения штрафов в отношении иностранцев. Также планировалось «оптимизировать сбор данных» о пересекающих границу машинах, зарегистрированных в иностранных государствах. Теперь и этот пункт исключен, а сведения об иностранных автовладельцах планируется получать из системы «Зеленая карта» (международное ОСАГО, оформляется при пересечении границы).
Речь идет о ситуациях, когда, к примеру, водитель из Польши едет через Белоруссию в Россию. Сегодня данные о нем собираются лишь на белорусско-польской границе, но ГИБДД доступа к ним не имеет. ФТС, по данным «Ъ», не хочет заниматься обменом данными с другими таможнями о временно ввезенных личных автомобилях, предлагая вычеркнуть соответствующий пункт из дорожной карты, поскольку это технически сложно. В МВД, по сведениям «Ъ», настаивают на сохранении этого пункта.
В пресс-службе ФТС подтвердили «Ъ», что направили в МВД свои предложения, но деталей не раскрыли. Между МВД и службой уже налажен обмен информацией о владельцах временно ввезенных в РФ иностранных автомобилей, напомнили в ведомстве: ГИБДД может получить данные по запросу, обработка которого занимает не более трех секунд. Однако, отметили в ФТС, в ведомственных базах есть сведения только о тех временно ввезенных иностранных автомобилях, которые подлежат таможенному декларированию (то есть зарегистрированы в государствах, не входящих в ЕАЭС, и пересекли российский участок таможенной границы ЕАЭС).
Разногласия между Минтрансом и МВД уже урегулированы, заявили «Ъ» в пресс-службе Минтранса. «Разработанный план согласован Минтрансом без замечаний, — говорят в ведомстве. — Вопрос оборудования стоянок и терминалов для оплаты штрафов потерял свою актуальность, поскольку в рамках действующей информационной системы МВД уже есть возможность получения необходимой информации об иностранном перевозчике, информирования его об имеющихся штрафах и возможности их оплаты».
Система «Зеленая карта» не годится для подготовки штрафных постановлений и обработки большого количества запросов, пояснили «Ъ» в Российском союзе автостраховщиков (РСА): она предназначена для урегулирования ДТП с участием иностранного гражданина на территории России. После ДТП система подтверждает наличие страховки у автовладельца, но ответ на запрос может идти до шести недель, при этом сведения приходят в сильно усеченном виде, их недостаточно для вынесения штрафов.
А вот приезжих из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении и Киргизии проконтролировать почти невозможно, признает он, поскольку нет таможенного контроля: «Даже если наладить обмен данными между таможнями, выписать штраф и прислать его по почте, оплачивать его никто не будет. Тем более что единой системы судебных приставов на территории союза нет».
На время подготовки дорожной карты (мероприятия рассчитаны на 2020-2022 годы) ГИБДД применяет временную схему наказания иностранцев. В Москве и Краснодаре инспекторы останавливают машины с зарубежными номерами и оформляют на водителей все нарушения, зафиксированные камерами в течение двух месяцев (срок давности привлечения к ответственности), переписывая данные задержанного водителя. Инспекторы считают, что машина во время поездки де-юре находится во владении иностранного водителя, значит, он является «владельцем»: на него (либо на собственника), согласно КоАП, оформляются все штрафы. Несогласный водитель-иностранец может переоформить постановления на реального собственника. За шесть месяцев по такой схеме было оформлено несколько сотен тысяч постановлений.
Иван Буранов