Госавтоинспекция вводит «индикаторы риска нарушения» для выявления недобросовестных операторов техосмотра. Речь, в частности, идет о выдаче диагностических карт без проверки машины либо выпуске на дорогу неисправных авто. Новый алгоритм работы ГИБДД изложен в проекте приказа МВД, который станет частью «большой реформы» ТО. Результатом внезапных полицейских проверок могут стать крупные штрафы и даже лишение аккредитации участников рынка.
ГИБДД опубликовала на regulation.gov.ru проект приказа МВД об «индикаторах риска нарушения обязательных требований операторов техосмотра». Документ связан с реформой ТО, стартующей в марте 2021 года («Ъ» рассказывал о ней). Ее цель — исключить практику покупки техосмотра без предоставления машины для инструментальной проверки.
Внеплановые проверки операторов будут проводиться с учетом систематических нарушений правил в области ТО, следует из проекта приказа. Подобные нарушения выявляются уже сегодня: по данным МВД, в 2019 году во время «надзора за дорожным движением» инспекторы зафиксировали свыше 2,7 млн «фактов эксплуатации технически неисправных транспортных средств», в 2020 году — более 1,7 млн. В отношении операторов применяются пункты ст. 14.4.1 КоАП, предусматривающие штрафы — от 3 тыс. руб. для должностных лиц до 300 тыс. руб. для юрлиц.
- Если оператор три или более раза за год оформил (и уже был за это оштрафован) диагностическую карту на автомобиль, который даже не проверялся, компания попадет в «зону риска»: может нагрянуть внеплановая проверка ГИБДД. То же ждет оператора, который три раза «пропустит» машину с неисправностями рулевого управления или тормозов.
- Если компания пять раз превысит заявленную максимальную пропускную способность линии (одна из новых обязанностей компаний, введенных для исключения торговли картами) либо нарушит правила проведения техосмотра автобусов, к ней также может нагрянуть проверка.
- По итогам инспектор вынесет предписание устранить нарушение. Если этого сделано не будет в срок, ГИБДД применит ст. 19.5 КоАП — штраф достигает 200 тыс. руб. В ряде случаев компания может быть лишена аккредитации оператора ТО.
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов считает новый приказ «техническим», но поддерживает документ: «Когда все участники системы техосмотра понимают, как госорганы власти реализуют свои полномочия по контролю, возможностей защиты своих интересов у предпринимательского сообщества становится больше».
Некоторые индикаторы смысла не имеют, считает председатель совета директоров группы компаний «Техностайл» Раппа Ахъядов: превысить пропускную способность оператор не сможет — информационная система техосмотра ЕАИСТО не позволит сформировать диагностическую карту. Правила проведения ТО автобусов также вряд ли будут нарушаться, отмечает господин Ахъядов, ведь инспекторы ГИБДД будут контролировать проверку непосредственно в пункте ТО. А вот как инспекторы будут выявлять неисправности рулевого управления и тормозов на автомобилях, уже прошедших ТО, до конца не ясно: «Будут создавать свои контрольные пункты технического осмотра или проверять на дорогах?».
Ряд нарушений инспекторы могут выявлять, проверяя автомобили, выезжающие после проверки из пункта ТО, поясняет источник «Ъ» в МВД.
16 августа министерство выпустило сообщение о том, что граждане, покупающие поддельные диагностические карты, рискуют стать фигурантами уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК (приобретение, хранение заведомо поддельных документов), предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года. Статья эта существует более десяти лет, изменений в нее не вносилось, но, по данным «Ъ», применять за покупку фиктивного ТО ее начали недавно в ряде регионов. Массовой эта практика пока не стала, МВД, по сведениям «Ъ», готовит необходимые инструкции для сотрудников.
Иван Буранов