Центральный банк РФ, который выполняет функции мегарегулятора страхового рынка, с 24 августа расширил тарифный коридор по ОСАГО. Поправки в закон об обязательном страховании «автогражданки» позволили расширить полномочия страховых и дать им больше прав по выбору тарифа в рамках коридора.
Как вычисляется стоимость ОСАГО?
Чтобы понять, что именно произошло, важно понимать, как формируется сейчас цена ОСАГО. Она определяется по сложной формуле, где базовый тариф умножается на разные коэффициенты. Вот эта формула:
- Цена: конечная стоимость полиса ОСАГО для потребителя
- ТБ: базовый тариф
- КТ: территориальный коэффициент
- КБМ: коэффициент бонус/малус
- КВС: коэффициент возраст/стаж
- КО: коэффициент количества водителей в расчете ОСАГО
- КМ: коэффициент мощности двигателя автомобиля
- КС: коэффициент срока использования автомобиля
- КН: коэффициент грубых нарушений ОСАГО (случаи мошенничества)
Как изменился базовый тариф?
Страховые компании теперь могут выбирать любой базовый тариф в пределах коридора, установленного Центробанком. Раньше этот коридор был от 2746 до 4942 рублей. С 24 августа коридор стал шире:
- Для физических лиц и индивидуальных предпринимателей коридор базового тарифа составляет от 2471 до 5436 рублей.
- Для такси коридор базового тарифа по ОСАГО составляет от 2877 до 9619 рублей
- Для автомобилей юридических лиц базовый коридор составляет от 1646 до 3493 рублей.
Также, согласно проекту указания ЦБ по городскому транспорту, снижается нижняя граница коридора на 5%. Верхняя остается прежней.
Как изменились коэффициенты?
Кроме расширения коридора базового тарифа, Центробанк изменил и некоторые коэффициенты — КТ и КВС, территориальный коэффициент и возраст-стаж.
В некоторых регионах КТ снизится:
- В 11 крупных городах территориальный коэффициент снизился на 4,4% — с 1,8 до 1,72. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Нижний Новгород, Уфа, Краснодар, Новороссийск, Архангельск, Иваново, Новокузнецк, Ростов-на-Дону.
- На 4,1% — с 1,7 до 1,63 — территориальный коэффициент стал ниже в Московской области, Новосибирске и Хабаровске.
- На 3,8% — с 1,6 до 1,54 — территориальный коэффициент уменьшился в Самаре.
Коэффициент возраст-стаж с 24 августа расширился на 3-4%. Это значит, что для молодых и неопытных водителей полис ОСАГО стал дороже, а для опытных водителей старшего возраста — дешевле.
Для водителей в возрасте до 21 года и с минимальным стажем управления транспортом КВС составляет теперь 1,93. То есть именно такой множитель нужно подставить в формулу расчета ОСАГО.
Самый маленький из новых КВС для водителей старше 59 лет и со стажем более 14 лет, значение коэффициента для них — 0,9.
Появился и еще один новый повышающий коэффициент за неоднократные грубые нарушения ПДД. К ним относятся, как уточняют в Российском союзе автостраховщиков, «проезд на красный сигнал светофора, выезд на “встречку”, превышение скорости более, чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде».
Страховщики уверяют, что ОСАГО стало дешевле. Это так?
«Это справедливый подход к тарифообразованию, который позволит аккуратным автовладельцам платить за полис обязательной “автогражданки” меньше, а для неаккуратных станет дополнительным стимулом ездить более безопасно», — говорит президент РСА Игорь Юргенс.
По заверениям РСА «расширение тарифного коридора в начале 2019 года привело к увеличению конкуренции между страховыми компаниями, в результате чего по итогам 2019 года было зафиксировано снижение средней цены полиса ОСАГО примерно на 5%». Сейчас в РСА надеются, что новые правила расчета стоимости страховки приведут к обострению конкуренции между страховыми компаниями за безубыточных клиентов и, как следствие, — к уменьшению цены полиса обязательной «автогражданки» для них.
Евгений Уфимцев, исполнительный директор РСА, подтвердил, что цена ОСАГО увеличится.
«Да, для неаккуратных водителей цена может вырасти. Но давайте вместе посчитаем: границы коридора расширяют не более, чем на 10%. При этом для Москвы уже есть дополнительная скидка 5%, плюс учитывается возраст и стаж. То есть уже не 10% к обычной цене, как мы понимаем», — сообщил Авто Mail.ru Уфимцев.
В РСА также отмечают, что для добросовестных водителей цена снизится. Причем речь может идти о 15-20%.
Сколько будет стоить мой полис?
Рассчитать сейчас, кто сколько заплатит за автогражданку, практически невозможно. Страховые компании теперь могут формировать цену для каждого клиента индивидуально, основываясь на множестве факторов — почти так же, как сейчас расчитывается стоимость каско. При этом в РСА обещают, что обяжут страховщиков публиковать применяемые ими тарифные факторы на своих сайтах.
Страховщиков лишь немного ограничили в выборе базовой ставки. Тот же проект приказа Центробанка предусматривает, что основанием для выбора БТ не может быть:
- национальная, языковая и расовая принадлежность;
- принадлежность к политическим партиям, общественным объединениям;
- должностное положение;
- вероисповедание и отношение к религии.