Не всегда представители правоохранительных органов бывают правы по части поведения на дороге. В некоторых случаях они грубо нарушают правила дорожного движения. Может ли простой автомобилист призвать их к ответу?
Инспектора государственной автоинспекции тоже люди и подвержены тем же слабостям, что и простые автомобилисты. Они иногда превышают скоростной режим без существенной необходимости и даже паркуются в неположенных местах. В каких случаях им это дозволяется и действуют ли на полицейских статьи административного кодекса КоАП РФ, рассказывает член Ассоциации юристов России (АЮР) Петр Губенко.
Ответственность на общих основаниях
Инспектор ГИБДД, имеющий специальное звание, так же как и любой сотрудник полиции, за нарушение Правил дорожного движения (ПДД РФ) и совершение административного правонарушения в области дорожного движения, которые регламентируются главой 12 КоАП РФ, несет ответственность на общих основаниях, о чем прямо сказано в статье 2.5 КоАП РФ.
В некоторых случаях при наличии служебной необходимости сотрудник ГИБДД может отступать от требований ПДД РФ, но при этом в обязательном порядке на патрульном автомобиле должен быть включен проблесковый маячок. А чтобы при отступлении от требований ПДД РФ иметь преимущество перед другими участниками дорожного движения, к проблесковому маячку должен включаться звуковой сигнал. Это требование прописано в главе 3 ПДД РФ.
Если нарушение ПДД РФ осуществлено без проблескового маячка или есть подозрение, что при включенном маячке отсутствовала служебная необходимость, то в отношении сотрудников ГИБДД имеются основания для возбуждения дела об административном правонарушении.
Не закрывайте глаза
Поводом к возбуждению дела может служить как непосредственно обращение физического или юридического лица о выявленном нарушении, так и самостоятельное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы признаков такого правонарушения, в том числе из средств массовой информации.
Также и по камерам, работающим в автоматическом режиме, постановления о наложении административного штрафа должны выноситься в отношении собственника транспортного средства, но мы не знаем ни одного случая, чтобы такое наказание было наложено на структуру МВД, в собственности которой имеются транспортные средства полиции.
Остановка и стоянка в неположенном месте, нарушение требований разметки и дорожных знаков, любые другие нарушения могут послужить основанием для привлечения инспектора ГИБДД к административной ответственности.
Факт нарушения можно зафиксировать на видеозапись или путем фотографирования. Также имеют значение свидетельские показания.
Заявление о нарушении инспектором ГИБДД ПДД РФ подается в местное управление ГИБДД, где должно быть проведено расследование и виновное лицо должно быть привлечено к ответственности.
Поскольку велик риск затягивания расследования по такому делу, а срок привлечения к ответственности в большинстве случаев составляет 2 месяца, дополнительно можно направить обращения в прокуратуру района, где произошло нарушение, а также в Главное управление БДД МВД РФ через официальный сайт в интернете.
Но в таком случае сотрудник подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения.
Наряду с привлечением к административной ответственности также не исключается такая мера, как привлечение к дисциплинарной ответственности, если действия сотрудника органов внутренних дел противоречат интересам службы и нарушают кодекс профессиональной этики.
P.S. Напоминаем, что ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Иначе — штраф. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. Есть удобные сервисы, которые позволяют купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей.