«Берегись автомобиля», 1966 год — ГАЗ-21
ГАЗ-21 — главный автомобиль советского кинематографа шестидесятых годов и второй главный герой лирической трагикомедии Эльдара Рязанова.
«Детектив без погони — это как жизнь без любви». В фильме на этой «Волге» выполняли сложные трюки — седан прыгал по ямам, лавируя между деревьями, проезжал сквозь лесовоз и даже на полном ходу забирался на полуприцеп. А в одной из сцен продемонстрировал мощность 2,5-литрового и 75-сильного мотора, вскарабкавшись на горку задним ходом. Правда, внимательный зритель мог заметить тонкий трос, которым отбуксировали машину.
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Иннокентий Смоктуновский, сыгравший «честного вора» Юрия Деточкина, специально для участия в съемках получил водительские права. А после приобрел себе «двадцать первую» — уж очень сильно полюбил эту машину.
Оригинальный ГАЗ-21 из «Берегись автомобиля», выпущенный в 1964 году, стоит в музее ретроавтомобилей «Мосфильма» и иногда используется в съемках. За свою кинокарьеру он успел сыграть еще в нескольких картинах. В их числе «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Яды, или Всемирная история отравлений» и «Оттепель».
Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»
«Ночной дозор», 2004 год — ЗИЛ-130
Звездой первого российского блокбастера стал желтый ЗИЛ-130 аварийной службы «Горсвет», который водят герои Константина Хабенского и Алексея Маклакова. На нем маги «Ночного дозора» гоняют по Москве в поисках оступившихся вампиров «Дневного дозора».
На первый взгляд, этот грузовик ничем не отличается от любого другого, которые и по сей день можно встретить на дорогах России — в качестве машины газовой и других служб (к задней стенке кабины даже ковер прицеплен).
Фото: кадр из фильма «Дневной дозор»
Однако ЗИЛ «Горсвета» — магический. И способен на многое. Он может разгоняться до безумных скоростей (не без помощи закиси азота), маневрировать как спорткар, оставаться на ходу после лобового столкновения с многотонным грузовиком MAN или даже после полного переворота и жесткого приземления — в фильме в такой полет героев отправил Завулон.
Эту сцену называют одной из самых ярких в «Ночном дозоре». По признанию писателя Сергея Лукьяненко, он придумал ее «для смеха» — чтобы пораньше завести злодея в кадр и проверить специалистов по спецэффектам.
Фото: кадр из фильма «Ночной дозор»
«И машина у вас страшная, катафалка какая-то». Черная «бэха семерка» стала символом начала нулевых в стране, только начинающей оправляться от девяностых. Этой машине посвящали песни, а практически в каждом мобильном телефоне стоял узнаваемый рингтон.
В фильме использовался вариант BMW 750IL 1995 года выпуска с удлиненной на 140 мм колесной базой и большим 5,4-литровым мотором V12 на 326 л.с. На съемках автомобиль разбили — да так, что пришлось воспользоваться дублером в виде BMW 740i. Впоследствии ее приобрел актер Максим Коновалов (сыгравший Килу), с тех пор автомобиль сменил еще несколько владельцев.
Фото: кадр из фильма «Бумер»
«Черная молния», которая принимала участие в съемках, была выпущена в 1970 году и принадлежала самому Бекмамбетову. Спустя почти 50 лет автомобиль был в исправном состоянии, но режиссер решили ее продать за 600 тысяч рублей. И не просто случайному покупателю, а «настоящему ценителю».
«Ее покупали для съемок, была белого цвета, быстренько перекрасили в черный. Но внутренность (двигатель, детали) совсем не меняли, там даже в салоне такой специфический старинный запах. Хозяин не хочет, чтобы ее модернизировали, меняли двигатель, использовали для ретро-гонок», — рассказывали представители режиссера «Московскому комсомольцу».
Фото: кадр из фильма «Черная Молния»
«Операция «Ы», 1965 год — СМЗ С-3А
Двухместная мотоколяска СМЗ С-3А выпускалась Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. В ней стоял мотоциклетный мотор Иж-49 мощностью 8 л.с. Всего было выпущено около двух сотен тысяч таких автомобилей.
Эта «инвалидка» приобрела народную известность и прозвище «Моргуновка» благодаря «Операции «Ы» Леонида Гайдая. В картине мотоколяской управлял персонаж Евгения Моргунова — Бывалый.
С-3А — базовая модификация модели (на ее основе были построены еще три модернизированных варианта). Автомобиль весил 425 кг. Это достаточно много для мотоколяски, но ее вполне по силам было повернуть вручную — что и делала известная троица, которая ездила на автомобиле зимой.
«Моргуновка» стала самой популярной советской мотоколяской, однако многие критиковали ее за большой вес, маленький размер, низкую максимальную скорость (60 км/ч) и небольшие колеса.
Тем не менее, сейчас отреставрированные СМЗ С-3А стоят весьма дорого. Например, осенью 2019 года бывший глава Салехарда выставил такую машину на продажу за 1,5 миллиона рублей. По легенде, именно она и участвовала в съемках советской комедии.
Фото: кадр из фильма «Операция «Ы»
«Золотой теленок», 1968 год — «Антилопа-Гну»
«Он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. С машиной пришлось долго возиться... Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это “лорен-дитрих”».
Правда, купленный за 190 рублей экземпляр — это, судя по всему, никакой не Lorraine-Dietrich, хоть на радиаторе и висел значок просуществовавшей 30 лет французской автомарки. Как утверждал дизайнер и автоисторик Юрий Долматовский, «Антилопа-Гну» это, скорее, построенный не позже 1908 года Fiat.
Фото: кадр из фильма «Золотой теленок»
В двухсерийном фильме 1968 года (с Сергеем Юрским и Леонидом Куравлевым) тоже обошлось без «лорена-дитриха». Специально для съемок автомобиль с нуля построила команда инженера Льва Шугурова.
Как однажды Шугуров рассказывал в эфире на «Эхо Москвы», чертежи машины были созданы за два месяца. От «УАЗ-452» взяли раму с осями и подвеской, а также двигатель, рулевой механизм и коробку передач. А от «ГАЗ-21» — задний мост. Руль переставили на правую сторону — и из-за таких переделок, по словам инженера, машина осталась без ручного тормоза.
«Машина снималась в этом фильме, радиатор у нее был, естественно, как “Лорен-Дитрих”, точная копия, хотя все остальное напоминало черт знает что, помесь мотоцикла со швейной машинкой», — так описал ее создатель.
Фото: кадр из фильма «Золотой теленок»
«Бриллиантовая рука», 1968 год — «Москвич-408И»
В одном из самых популярных в истории советского кинематографа фильмов, снятых Гайдаем, был столь же известный автомобиль. Он появился в самом конце ленты, но сыграл довольно важную роль в сюжете картины. «На полагающуюся мне по закону премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину “Москвич”! Новая модель!»
Это «Москвич-408», который в 1964 году пришел на смену моделям 407 и 403 (хотя последняя еще несколько лет выпускалась параллельно новинке). Уже в 1966 году выпустили стотысячный 408-й, получивший экспортную модификацию 408Э (модель была довольно известна за пределами СССР).
Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Именно в экспортном варианте «Москвич» и попал в «Бриллиантовую руку». Правда, в фильме прикрепленным к вертолету на тросе болтался вишневый «Москвич-408И». Эта модификация отличалась четырехфарной решеткой радиатора (по некоторым данным, она еще и была несколько мощнее — 55-60 л.с., — чем вариант для внутреннего рынка).
На экспорт такие автомобили уходили в Бельгию, Нидерланды, Францию, Финляндию, Великобританию, Скандинавские и другие страны.
В 1967 году началось производство более совершенного «Москвич-412». Настоящим преемником 408-го считается «Москвич-2138», чье производство началось девять лет спустя.
Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
«Кавказская пленница», 1967 год — Adler Trumpf
Adler Trumpf стал одним из первых серийных переднеприводных автомобилей. Он оснащался 1,5-литровым мотором на 32 л.с. и мог разгоняться до 95 км/ч. Trumpf производили в Германии с 1932 по 1939 год.
Модель получилась весьма популярной — например, уменьшенная и удешевленная версия Junior продалась немногим более 100 тыс. автомобилей. Стандартный вариант с мягкой крышей принадлежал Юрию Никулину (хотя некоторые ошибочно полагают, что это был именно крохотный Junior, в котором якобы могли уместиться три человека).
Как именно автомобиль 1935 года выпуска попал к актеру, точно неизвестно, однако именно на этой машине (с прикрепленной статуэткой оленя от «Волги» на капоте) ездили Трус, Балбес и Бывалый в «Кавказской пленнице». Автомобиль получил и другие детали советского автопрома — мотор, коробку передач и задний мост от «Москвича-401».
Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница»
После съемок Никулин приобрел новый автомобиль, а Trumpf, как поговаривают, остался ржаветь в цирковом гараже, но потом использовался при создании памятника.
Сейчас автомобиль может увидеть любой желающий в нескольких шагах от входа на станцию московского метро «Цветной бульвар», где установлен памятник Никулину, который опирается на подножку «Адлера». Машину, которая использовалась в съемках, сын актера Максим Никулин передал в Ломаковский музей, где ее отреставрировали. Правда, фотографий восстановленного автомобиля найти не удалось. На сайте музея сказано, что автомобиль «хранится в запасниках».