Перегрелся двигатель на дороге. Что делать

В Россию пришло настоящее жаркое лето. Толкание в дорожных пробках под палящими лучами солнца может ударить по двигателю вашего автомобиля. Расскажем, как пережить такие моменты с минимальными потерями.
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

На щитке приборов любого автомобиля есть либо шкала температуры охлаждающей жидкости, либо контрольная лампа, сигнализирующая о перегреве, но чаще всего эта неприятность застаёт водителей врасплох — как назло, случается это в самую жаркую погоду и, как правило, в глухих пробках, когда радиатор и подкапотное пространство не обдуваются набегающим потоком воздуха.

Дым из под капота
Источник: Unsplash

Что делать, если вы заметили, как стрелка предательски поползла к критической отметке?

  1. В первую очередь надо быть готовым к внеплановой остановке — то есть, постараться перестроиться как можно ближе к обочине. Потом будет тяжело вручную подвинуть неисправную машину через все ряды. А оставить её на дороге — это создать помехи другим участникам движения.
  2. Снизьте нагрузку на двигатель — выключите кондиционер, включите отопитель на максимум. Да, придётся открыть окна и попотеть, но это может помочь. И следите за оборотами коленвала — лучше переключаться на более низких отметках тахометра.
  3. Если это не помогает, то единственный возможный вариант — остановиться на обочине, открыть капот и ждать, пока двигатель остынет. Заодно можно проверить уровень охлаждающей жидкости. Внимание — ни в коем случае не открывайте крышку расширительного бачка, пока антифриз очень горячий!
  4. Посмотрите, нет ли рядом АЗС или автомагазина — там всегда есть в продаже антифриз или дистиллированная вода. При низком уровне охлаждающей жидкости нужно долить её в систему. Не обязательно забивать себе голову, какого цвета должен быть антифриз — долить можно практически любой (G11, G12+, G12++ и G13 совместимы).

Если дело только в недостаточном уровне охлаждающей жидкости, то проблема должна уйти после её добавления. Однако причин перегрева может быть гораздо больше. К слову, во время остановки не будет лишним заглянуть под машину, чтобы посмотреть, не льётся ли антифриз на асфальт.

Какие ещё могут быть причины перегрева:

  1. Утечка охлаждающей жидкости. Как написано выше, если вы заметили, что антифриз льётся на асфальт, то где-то есть утечка — либо дело в соединении шлангов, либо в разрыве какого-либо из них. Скорее всего, проблему получится устранить только в сервисном центре. Если утечка небольшая, то можно доехать до автосервиса, доливая антифриз по мере роста температуры. Если течёт рекой, то думать нечего — либо цепляться к кому-то тросом, либо ждать эвакуатор.
  2. Неисправность термостата. В этом случае он не переключается на большой контур системы охлаждения, что увеличивает температуру антифриза. Но обычно при такой неисправности она растёт достаточно плавно, что позволит доехать до сервиса.
  3. Неработающий вентилятор. Это легко проверить на слух, он должен включаться по достижении определённой температуры. Можно и замкнуть его провода напрямую, чтобы сразу понять работоспособность, но мы не рекомендуем это делать без соответствующих знаний и опыта. Как и при неисправности термостата, без вентилятора вполне реально доехать до сервиса, поглядывая на указатель температуры.
  4. Загрязнённые радиаторы. На наших дорогах радиаторы системы охлаждения работают в тяжёлых условиях — их бьёт камнями, соты растворяет химия и реагенты, а в сэндвич (если есть кондиционер и интеркулер) забивается тополиный пух. Поэтому раз в несколько лет их надо мыть. Не верьте обещаниям автомоек — аппаратами высокого давления их не промыть, нужно только снимать и очищать вручную. Разумеется, после этого потребуется замена антифриза и заправка кондиционера.
  5. Лопнувший расширительный бачок. Такое тоже бывает, особенно пластиковые бачки любят трескаться по шву. Если утечка незначительная, то поможет доливка. Если же он лопнул «капитально», то его придётся менять.
  6. Разрушение водяного насоса. Это одно из самых неприятных событий, потому что в таком случае охлаждающая жидкость перестаёт циркулировать, поэтому дальнейшее движение автомобиля возможно только кратковременно — до тех пор, пока температура не начнёт критически расти. Отдельная неприятность в том, что часто помпа приводится ремнём ГРМ, поэтому, если ехать предстоит далеко, то лучше не рисковать и вызвать эвакуатор, потому что заклинившая помпа может привести к разрыву ремня.

Что делать, если вы прошляпили рост температуры и контрольную лампу, а из-под капота повалил пар? В первую очередь — не нервничать. Если нет запаха гари и чёрного дыма, то это банальный перегрев, а не пожар. Если есть возможность — тут же сверните на обочину или остановитесь так, чтобы создать минимум помех окружающим.

Дым из под капота
Источник: Freepik

Не получилось сразу — ничего страшного. Как правило, это происходит в пробках, поэтому можно подождать 20-30 минут, температура упадёт и машину можно будет сдвинуть в безопасное место.

Лучше не испытывать судьбу и сразу поехать в автосервис, чтобы определить точную причину перегрева, потому что это может привести к серьёзным поломкам двигателя. В первую очередь страдает алюминиевая головка блока цилиндров, которая деформируется.

Как правило, восстановить её геометрию после перегрева до конца невозможно, а новая деталь стоит дорого.

Кроме того, при перегреве страдают все неметаллические соединения — сальники, прокладки, герметики, уплотнители. А в совсем критических случаях могут появиться задиры в цилиндрах и даже трещины в блоке.

Поэтому, если вы ещё не знаете, где у вас находится контрольная лампа, сигнализирующая о перегреве, лучше ознакомиться с инструкцией. Тем более, по современной дурацкой моде многие машины лишены привычной шкалы температуры охлаждающей жидкости, поэтому заблаговременно о проблеме можно и не узнать.