Автопилот помог бы избежать лишь трети аварий

Некоторые происшествия просто неизбежны или связаны с прогнозированием ситуации
Денис Буденков

Страховой институт безопасности дорожного движения (IIHS) провел исследование и выяснил, что если на все автомобили установить автопилот, то это не поможет избежать всех ДТП.

«Вполне вероятно, что полностью автономные автомобили в конечном итоге смогут лучше людей определять опасности. Но мы обнаружили, что это не предотвратит большую часть аварий», — рассказали в IIHS.

Чтобы выяснить, сколько произойдет аварий, если все автомобили станут беспилотными, было проанализировано 5 тысяч происшествий.

Из них 24 процента произошли из-за ошибок водителей и проблем с восприятием (например, отвлечение внимания водителя, плохая видимость и неспособность распознавать опасности, пока не стало слишком поздно). Другие 10% — из-за употребления алкоголя или наркотиков, проблемами со здоровьем или сном за рулем. Все остальные аварии были связаны с прогнозированием (неправильная оценка скорости, например), планированием и принятием решений, а также с управлением авто.

Также эксперты определили, что некоторые аварии были неизбежны — например, вызванные поломкой машины.

В итоге оказалось, что только треть от всех аварий стали результатом человеческих ошибок, которых автопилот смог бы избежать.

Однако чтобы избежать других двух третей, системы должны быть запрограммированы таким образом, чтобы приоритет над безопасностью был выше, чем над скоростью и удобством — и они могли точно прогнозировать ситуацию. Более того, нужно, чтобы все датчики работали идеально, и системы никогда не давали сбой.

В качестве примера была приведена авария с беспилотником Uber, который насмерть сбил пешехода в Аризоне в марте 2018 года. Система автомобиля изначально не смогла верно идентифицировать пешехода на обочине дороги. Но как только у нее получилось, она не смогла предсказать, что человек начнет пересекать дорогу перед движущимся автомобилем — и не смогла выполнить маневр уклонения.

Исследователи пришли к выводу, что автопилот должен водить автомобиль не так, как это делают люди — хотя сейчас системы учатся человеческому поведению за рулем.

Смогут ли беспилотные автомобили уничтожить каршеринг? Эксперт предполагает, что это случится весьма скоро.

Кстати, в «АвтоВАЗ» рассказали, что позаимствуют беспилотные технологии у Renault-Nissan. В ближайшем будущем российский автопроизводитель не собирается самостоятельно заниматься автономными машинами. А «КамАЗ» уже протестировал автономные грузовики в Арктике — автомобили смогли безаварийно проехать 2,5 тысячи километров.

Контент недоступен