Автомобиль или год жизни: сколько россияне отдают за машины

По результатам собственного опроса Авто Mail.ru, россияне покупают автомобили ценой больше их годового дохода, зато потом экономят, ремонтируя машины самостоятельно
Екатерина Квашенкина

Авто Mail.ru опросил 4 тыс. читателей портала и выяснил, что в общей сложности более половины респондентов приобретают автомобили стоимостью более 10 своих месячных доходов. При этом вариант «от 10 до 15» выбрали 22% опрошенных, а вот еще 31% заявили, что их автомобили дороже 15 месячных заработков.

По данным аналитического агентства «Автостат» по итогам января — марта 2020 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,67 млн рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она выросла почти на 9%.

Средневзвешенная цена подержанного автомобиля, по данным «Автостата» на конец 2019 года составила 947 тысяч рублей. По статистике Росстата среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на конец февраля 47 079 рублей.

Получается, что доход автовладельцев в основном превышает среднюю зарплату по стране более чем в 2 раза.

Среди пользователей Авто Mail.ru почти половина сообщили, что последний купленный ими автомобиль был новым, а не подержанным. Это на самом деле несколько противоречит ситуации в целом по стране. В 2019 году в России по данным «Автостата» было продано 5,4 млн легковых машин с пробегом, а новых — в 3,3 раза меньше, то есть около 1,6 млн (по данным регистрации).

Главная причина, заставляющая 36% респондентов Авто Mail.ru выбирать новые автомобили — то, что только выпущенные машины не будут требовать ремонта длительное время. Также 17% водителей привлекает возможность ремонта по гарантии.

Более чем половина опрошенных Авто Mail.ru могут себе позволить купить автомобиль, заплатив сразу всю его стоимость и не прибегая к услугам кредитования. Это примерно соответствует общей ситуации на российском рынке: с использование автокредитов по итогам 2019 года, как сообщает НБКИ, приобреталось 45% новых автомобилей. Хотя не исключено, что во второй половине 2020 года число покупок в кредит станет больше: банки снижают ставки, кроме того, появляются онлайн-сервисы, которые автоматически ищут банки с самыми выгодными предложениями. То есть конкуренция в этом секторе усиливается.

Респонденты, которые выбирают подержанные автомобили, в большинстве поступают так по чисто финансовым причинам. Не имеют возможности приобрести новую машину почти 43% опрошенных.

Опрошенные Авто Mail.ru российские автомобилисты оказались достаточно экономны. Лишь 25% тратят на свои машины более ста тысяч рублей в год. По 16% расходуют до 60, до 80 и до 100 тысяч рублей соответственно. Еще 12% респондентов укладываются в сумму до 30 тысяч рублей.

Для большинства респондентов стоимость полиса ОСАГО составляет от 5 до 15% их заработной платы. Еще у 28% опрошенных Авто Mail.ru страховка отнимает менее 5% зарплаты. При этом есть и такие, для кого полис ОСАГО обходится более чем в ползарплаты — их, правда, всего 2,4%. И здесь стоит отметить, что цены на полис ОСАГО могут отличаться в зависимости от страховой компании. Поэтому если хотите сэкономить, то ищите самые низкие тарифы. А мы вам в этом поможем.

Похожая ситуация и с каско. Их тех, кто в принципе покупает полис, большинство готовы тратить на него также от 5 до 15% зарплаты. Однако встречаются и люди, которым добровольное страхование обходится дороже месячной зарплаты, а они все равно приобретают каско. Таких почти 4% среди опрошенных. Хотя часто затраты на каско можно серьезно сократить, если искать компанию с минимальными тарифами (разница в стоимости полиса даже на машину бюджетного класса может достигать 30-50 тысяч рублей). И в этом нам снова помогут удобные онлайн-сервисы, которые собирают данные у всех крупных страховщиков.

Опрошенные Авто Mail.ru российские водители в основном предпочитают экономить на топливе и ремонте автомобиля. Ради экономии на топливе 32% опрошенных используют бонусные карты АЗС. Еще 25% ради экономии не обращаются к официальным дилерам.

Также значительное число опрошенных сообщили, что ремонтируют и обслуживают автомобили полностью самостоятельно. При этом ряд пользователей пренебрегают безопасностью ради экономии и не устраняют небольшие поломки: «ремонтирую автомобиль сам, и только тогда, когда есть на то веская причина», «не ремонтирую автомобиль, пока не сломается. Трачу деньги только на бензин и масло».