Первые самодвижущиеся паровые машины, двух-, трех- и четырехколесные, начали появляться на дорогах Европы и США еще в начале XIX века. Чтобы начать считать эти машины опасными для прочих участников движения, много времени не понадобилось. Шума от паровых машин было в избытке, что зачастую пугало лошадей — основную тяговую силу транспорта тех лет. Лошади бросались по сторонам, вставали на дыбы, что было причиной множества неприятных и даже трагических инцидентов.
Продвинутые англичане спохватились первыми. Еще в далеком 1865 году (точной даты история не сохранила) британский парламент издал «Закон о красном флаге» (Red Flag Act), который ограничивал скорость передвижения самоходных машин до 6 км/ч в пригороде и 3 км/ч в городах.
Сегодня те правила выглядят полным бредом, полностью лишающим смысла передвижение с мотором как таковое. Однако целью законотворцев прошлого было не только предупредить о приближении самоходного аппарата окружающих, но и убедиться, что мотоповозки не смогут двигаться быстрее идущего впереди пешехода. Закон просуществовал довольно долго, вплоть до начала XX века, но, к сожалению, даже он не смог полностью предотвратить смертность в ДТП. Так, например, в 1869 году в автокатастрофе погибла ирландский ученый Мари Вард, которая выпала из паровой машины на повороте и попала под ее же стальные колеса.
Со временем, правда, закон модифицировали к современным реалиям. Переноску красного флага и фонаря отменили, поскольку лимит скорости был повышен местами до уже недоступных пешеходу цифр. Однако взамен закон потребовал неукоснительной остановки самоходного транспортного средства всякий раз, когда на дороге возникала лошадь. Так что средняя скорость передвижения по наполненным повозками и верховыми дорогам изменилась не особенно.
Другие проблемы
Впрочем, вскоре проблема пугающихся лошадей стала отходить на второй план. Это произошло, когда лошади попривыкли к конкуренции на дороге, самоходных повозок стало слишком много, и возникла необходимость регулировать их поток.
Уже в 1868-м в Лондоне установили первые светофоры с газовыми лампами, которые управлялись вручную. Вырос и лимит максимальной законной скорости. Так, в 1896 году в Британии за городом он составлял 23 км/ч. Другое дело, что измерить эту скорость было дано далеко не всякому.
И все же первым в истории законодательно закрепленным ограничением скорости стал первый закон об ограничении скоростного режима, изданный в штате Коннектикут (США) 21 мая 1901 года.
В соответствии с ним, оснащенные моторами транспортные средства имели право передвигаться по городу со скоростью не более 12 миль в час (примерно 13 км/ч), а по проселочным дорогам со скоростью не более 15 миль в час (примерно 19 км/ч).
Любопытно, что Роберт Вудрафф — автор законопроекта, который представил его в Генеральную Ассамблею штата, предусмотрел и лошадиную тему. В своей последней редакции закон требовал от водителей замедлять ход при приближении или прохождении конных повозок и при необходимости полностью останавливаться, чтобы не спугнуть животных.
Кстати, если разобраться, и для США это был уже не первый «скоростной» закон в истории. На самом деле, сохранились письменные свидетельства, что аж в 1652 году колония Нью-Амстердам (ныне Нью-Йорк) издала декрет, где говорилось, что «ни одна повозка или сани не должны управляться галопом» с риском понести штраф, начинающийся с двух фламандских фунтов (что в современной валюте примерно около $150).
Новые времена
Вслед за эпохальным законом Коннектикута первый в мире Кодекс дорожного движения ввел Нью-Йорк. Это произошло уже в 1903 году. Однако при этом введение новых скоростных лимитов и других правил дорожного движения было медленным и неравномерным процессом, размазанным традиционной американской автономией по всем штатам. Представьте себе, что еще в 1930 году в десятке штатов не существовало ограничений скорости, а в 28-и штатах даже не требовалось водительских прав для управления автомобилем. И лишь в январе 1974 года, когда рост цен на топливо способствовал снижению ограничений в некоторых штатах, президент Ричард Никсон подписал закон о Национальном ограничении скорости в 55 миль в час, что привело к долгожданному снижению уровня смертности на дорогах страны.
Аналогичным путем — сначала постепенным увеличением скоростного лимита, а затем его ограничением в более-менее безопасных границах, шли и в других странах, где автомобилизация продвигалась наиболее активно. Например, в Германии до 1934 года существовали различные (довольно низкие) ограничения, которые потом отменялись для дорог вне населенных пунктов (включая автобаны) и повысились до 60 км/ч для городских дорог.
Штрафы
Ну а первый штраф, выписанный за превышение скорости, датируется мировой историей 28 января 1896 года. Он достался британцу Уолтеру Арнольду (Walter Arnold), который прохладным январским днем 1896 года прокатился с ветерком по Ист-Пекхаму. Подробнее мы уже рассказывали об этом вот здесь.
Скорость, с которой гнал лихач, была просто запредельной — 13 километров в час! Любопытно, что полисмен преследовал нарушителя на велосипеде. Но каким образом ему удалось измерить и зафиксировать скорость мотоколяски Арнольда, остается загадкой и по сей день. Об этом умалчивают даже британские источники.
А первый штраф за превышение скорости в США был выписан лишь спустя три года. Хорошо известна история, когда в 1899 году нью-йоркский таксист Джейкоб Джерман был арестован и оштрафован за вождение своего электротаксомотора (в те годы электротранспорт в США превалировал над автомобилями с ДВС) с недозволенной скоростью 12 миль в час.
Правда, на основании какого именно закона был наказан таксист-беспредельщик, история умалчивает. Да и самой квитанции о штрафе не сохранилось.