Кто платит за свет?
За освещение федеральных дорог платят не районные или городские муниципалитеты, на территории которых расположены эти участки трасс с обустроенной системой освещения. Финансирование ведется за счет средств федерального бюджета.
«Все затраты финансируются по специальной статье, заложенной в федеральный бюджет для содержания дорог. В среднем освещение всех автомагистралей общего пользования федерального значения обходится госказне в 3 млрд рублей в год», — рассказали Авто Mail.ru в «Росавтодоре».
Финансирование строительства новых линий освещения также осуществляется из федерального бюджета. Так, на установку освещения в прошлом году было выделено порядка 4,5 млрд руб. В 2020 году российские власти планируют потратить на эти цели и того больше — 5,5 млрд руб.
Сколько трасс освещено
В 2019 году в рамках комплексного обустройства федеральных дорог построено более 700 км линий освещения — это более двух сотен населенных пунктов, а также отдельные мосты и путепроводы, развязки, автобусные остановки и пешеходные переходы. На 2020-2022 годы запланировано устройство элементов искусственного электроосвещения еще на 2 854 участках российских трасс.
По состоянию на 1 апреля 2020 года общая протяженность линий электроосвещения на федеральной дорожной сети составляет 9 510 км.
Сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет более 53 тысяч километров. А значит, до полного освещения трасс еще очень далеко.
Как выбирают, на каких участках устанавливать дорожное освещение? В первую очередь свет устанавливают на крупных мостах, путепроводах, дорожных развязках и подъездах к крупным населенным пунктам. Также освещают участки трасс с высокой интенсивностью движения, обходы городов, наиболее аварийные зоны и т.п.
Не остаются без внимания и дороги, проходящие через населенные пункты, находящиеся там пешеходные переходы, автобусные остановки, транспортные развязки и одноуровневые пересечения.
Солнце не годится
Альтернативные источники питания магистральных светильников за счет энергии солнца и ветра наша дорожная служба практически не использует. Это понятно — в отличие от южных стран у нас солнечных дней в году не так уж и много, особенно в северных регионах.
«Из-за слабого облучения солнечным светом требуется большое количество панелей и емкостей хранения электрической энергии. К тому же все оборудование и его обслуживание имеют высокую стоимость, которая зависит от мощности солнечной батареи и количества потребляемой энергии», — рассказали Авто Mail.ru в Росавтодоре.
Какие трассы — самые светлые?
Самый протяженный освещенный участок в России — автомобильная дорога М-10 «Россия» Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург, где на протяжении 762 км размещено 28 406 светильников.
На автомобильной части Крымского моста установлено 1 092 мачты освещения, из них 14 — на арке. На железнодорожной части — 2 479 из них 36 — на арке. В архитектурной подсветке моста задействовано 2 тысячи светодиодов.