Госавтоинспекция приняла собственные меры по борьбе с коронавирусом еще в конце марта. Вся их суть сводится к тому, чтобы инспекторы как можно меньше контактировали с водителями. При проверке документов соблюдать новые рекомендации не так трудно, а вот с авариями — есть нюансы.
Юридически порядок действий при аварии сейчас остается прежним. При этом ГИБДД отдельно разъяснила, что инспекторам крайне желательно выдавать водителям все необходимые документы прямо на месте аварии.
«Направление участников дорожного движения в подразделения Госавтоинспекции для рассмотрения дел об административных правонарушениях при наличии полномочий по принятию решения по делу у должностного лица непосредственно на месте совершения правонарушения и отсутствии обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, должно быть исключено, а нахождение граждан в служебных автомобилях ГИБДД и помещениях стационарных постов ДПС — минимизировано», говорится в сообщении Госавтоинспекции.
Вызывать ГИБДД нужно не всегда
Если в ДТП нет пострадавших, участников аварии — двое, а сумма ущерба, по их оценке, укладывается в лимит выплаты по Европротоколу в регионе — то аварию нужно оформлять самим.
Глеб Виленский, замглавы Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП, говорит, что «по статистике большая часть аварий оформляется автоматически по системе Европротокол. Эта установка существует уже давно».
На помощь водителям тут должно приходить мобильное приложение, созданное в Центробанке. «Однако здесь не все так просто, — говорит Глеб Виленский. — Для начала это приложение должно быть установлено заранее. Затем туда должны быть внесены все необходимые данные документов. Что, согласитесь, делают далеко не все водители. Ну и интернет далеко не на всех участках дорог ловит замечательно».
Отдельная проблема с Европротоколом возникает, если у одного из участников ДТП нет полиса ОСАГО. Несмотря на то, что сейчас нетрудно купить полис ОСАГО онлайн, это делают далеко не все.
Кроме того, по словам Виленского, «сейчас водителям нужно особенно аккуратно выбирать страховую компанию. Ведь после кризиса наш рынок могут покинуть несколько крупных игроков, не говоря уже о десятках мелких».
Если без ГИБДД не обойтись, то приедут быстро
В случае мелких аварий закон оставляет за водителями право вызывать инспекторов, если между автомобилистами есть разногласия насчет того, кто виновен в ДТП, и они не могут оформить «Европротокол».
Как говорит Глеб Виленский, «водители боятся неправильно оформить документы, напортачить где-то и не получить выплаты. Также им бывает сложно самим определить сумму ущерба. Водители опасаются того, что неверно укажут цифры и не получат выплаты от страховых компаний. Поэтому и настаивают на приезде ГИБДД».
Раньше операторы, получающие звонки от водителей, столкнувшихся с такими сложностями, в абсолютном большинстве случаев рекомендовали им ехать в подразделение ГИБДД. Сейчас как раз наоборот — скорее всего, именно инспекторы приедут на место аварии.
«Сейчас ситуация с этим изменилась, — говорит Глеб Виленский. — Количество машин на дорогах сократилось, а ресурсы у ведомства остались».
ГИБДД принимает, но строго по записи
Пресловутые «группы разбора» на время мер по профилактике распространения коронавируса работу не прекращают.
Как разъясняет ГИБДД «в случае, если направление участников дорожного движения в подразделения Госавтоинспекции для рассмотрения административных правонарушений и оформления ДТП все-таки необходимо, будет назначаться конкретная дата и время явки, прием будет проходить в специально отведенных помещениях, по возможности — через окна приема».
Всем подразделениям рекомендовано регулярно дезинфицировать помещения, где находятся сами сотрудник ГИБДД или посетители. Как сообщает Госавтоинспекция, помещения должны «подвергаться санитарной обработке и проветриванию не реже одного раза в два часа».