Автосервисы под запретом
У нас в Москве три техцентра — каждый по 5-6 постов. Суммарно у нас около 20 постов. До того, как был введен режим самоизоляции, каждый наш сервис принимал 10-15 автомобилей в день. Обслуживали мы как частных лиц, так и юридических. При этом доля корпоративных автомобилей, которые обслуживались у нас, довольно велика. В основном, это компании, которые занимаются доставкой продуктов и запчастей. То есть это те компании, деятельность которых сейчас не приостановлена.
Наш вид деятельности ОКВЭД 45.20 (техническое обслуживание и ремонт автомобилей) сейчас полностью попал под запрет. В итоге мы и наши коллеги по автобизнесу — как дилерские центры, так и станции технического обслуживания, понесли очень большой урон.
Помощи не будет
Все те меры поддержки, которые обещаны государством для малого и среднего бизнеса, к нам отношения не имеют. Дело в том, что наш ОКВЭД 4520 в этом списке отсутствует. И с этим у нас и у других наших коллег очень большая проблема.
Сложности начались в конце марта. В автобизнесе есть показатель — так называемый коэффициент загрузки или сезонность. Так вот в декабре, январе и феврале обычно самый низкий показатель выработки по машинозаездам, то есть клиенты в это время меньше всего ремонтируют свои автомобили. Получается — мы прошли декабрь, январь и февраль. И тут наступил март — сервисмены выдохнули перед началом сезона, и тут нас полностью закрывают.
Мы еще не пытались обращаться к государству за поддержкой, потому что наш вид деятельности не входит в программу льготного кредитования. Нас не посчитали пострадавшей отраслью. Наши коллеги по всей России пробовали это сделать, но им было отказано.
В банках, которым государство выделило средства на поддержку бизнеса, очень много условий. И если хотя бы один пункт минус — всё, нет смысла даже тратить время.
Наши коллеги по автомобильному бизнесу со всей России отправили коллективное письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. Посмотрим, что после этого будет.
Интересно, что в самом первом указе Собянина деятельность компаний, которые реализуют непродовольственные товары, были автозапчасти и бензин. Однако ровно через два дня эти две строчки — шиномонтаж и автозапчасти — из списка исчезли. По какой причине — неизвестно. А при этом транспорт продолжает ездить — есть службы доставки, врачи, которые добираются до работы на автомобиле. А что им делать, если машина сломается? Все, им будет некуда деваться!
Увольнять сотрудников пока не торопятся
В каждом нашем сервисе работает по 12-15 человек. Это и автомеханики, и водители, и уборщицы. Кроме того, у нас есть своя кухня, которая работает на три сервиса. Сейчас она, разумеется, тоже закрыта.
Но мы пока что не собираемся никого увольнять. Автобизнес — это достаточно сложный процесс, в который входят услуги, продажа запчастей, бухгалтерия. Уволить специалистов легко, а найти потом квалифицированных сотрудников нереально! Иногда поиск механика или мастера-консультанта может занимать два-три месяца. И это в Москве, где выбор специалистов довольно широк. Кандидатов вроде бы много, но по факту хороших специалистов очень мало.
Ремонтировать автомобили сейчас негде
Вот буквально на днях до меня дозвонился один корпоративный клиент и рассказал, что он уже почти две недели не может найти открытый автосервис, потому что дилерский центр, где он всегда обслуживал свой парк, закрыт. И вот он обзванивает всю Москву и не может найти компанию, с которой он бы мог заключить договор. А ему уже сейчас надо ремонтировать десять автомобилей, которые у него встали.
Да и вообще многие ищут, где можно отремонтировать автомобиль. И сейчас они могут найти разве что подпольный сервис или «гаражников». А такие компании, как мы, у которых деятельность официальная и которые платят налоги, работать не могут.
У нас сейчас один из наших сервисов работает в дежурном режиме, потому что у нас есть договорные отношения с компаниями, которым официально разрешено работать. И они ездят на автомобилях и им надо их обслуживать.
На обычное обслуживание мы сейчас никого не берем. Мы обслуживаем только те автомобили, у которых есть серьезные поломки и которые к нам приезжают уже на эвакуаторе. Сейчас очень много у нас звонков от людей, которым необходимо провести плановое ТО, но мы их в работу не берем, потому что это не экстренные случаи.
Запчастей тоже нет
Но проблема даже не только в том, что мы работаем в дежурном режиме. Беда с запчастями. Дело в том, что большинство поставщиков в данный момент тоже не работает. А нам держать запасы запчастей на своем складе на месяц вперед просто нереально. Когда мы работали в нормальном режиме, запчасти заказывались ежедневно. Конечно, колодки, масла и фильтры — все то, что нужно для ТО — под это мы всегда держали и держим запас. Но сейчас речь идет не о таком ремонте, а об оперативном ремонте, например, когда в автомобиле отказали тормоза. И в таких ситуациях нужны запчасти, которые редко используются.
У нас сейчас в одном из наших техцентров стоят три «кузовных» машины после ДТП, которые попали к нам прямо перед самым закрытием. И вот они уже месяц у нас стоят. И мы даже не можем просчитать, во сколько обойдется ремонт, потому что конторы, которые занимаются продажей запчастей, сейчас закрыты. Меня клиенты спрашивают, а сколько будет стоить ремонт, может быть проще машину продать или сдать в металлолом, а мы не можем ничего ответить.
Что будет после карантина
Когда карантин закончится, поток клиентов не увеличится, а наоборот уменьшится. Сейчас многие люди, так же как и мы, не работают или у них падение доходов. Мы проводим опросы своих клиентов и видим картину — все думают в первую очередь о том, где заказать продукты и как вообще прожить. А автомобиль сейчас находится очень далеко в планах людей. Поэтому мы не надеемся, что будет увеличение спроса на услуги автосервисов после карантина.
По нашим прогнозам, большой удачей будет, если к концу года мы выйдем на потери в размере 30 процентов по отношению к прошлому году. Сейчас у нас падение минус 85 процентов по итогам месяца.