Зачем появились белые шины и почему они пропали

6 апреля 1934 года Ford стал первым автопроизводителем, который предложил своим клиентам шины с белыми боковинами в качестве опции
Илья Фишер

Вам кажется, что кто-то белой краской выкрасил покрышки? Не спешите делать выводы. Покраской колес занимались разве что советские военнослужащие, готовящие технику к параду.

На самом деле, бесспорно украшавшие автомобили покрышки с белыми боковинами или белыми полосами на боковинах, изготавливались фабричным способом. По большей части — за океаном. Независимо от того, являетесь ли вы поклонником «уайтволлов» (от англ. whitewalls) или нет, уровень эстетики и способность полностью изменить настроение и внешний вид автомобиля делают эти классические шины некой опорой даже в нынешнюю эпоху.

Шины на заре автомобильной эры изготавливали из чистого натурального каучука. Резина получалась если не ярко белая, как белила, то, как минимум, светло-бесцветная. Постепенно шинники начали экспериментировать с различными химическими добавками, которые должны были усовершенствовать различные эксплуатационные свойства покрышек.

Сперва в каучуковую смесь начали добавлять оксид цинка — вещество белого цвета, которое значительно улучшало сцепление с дорогой и при этом делало всю шину белой. Было это в самом начале XX века. Такие шины оставались недолговечными и не имели достаточной устойчивости к износу.

С развитием технологий шинники начали добавлять в их состав сажу. Высокоуглеродистое соединение не только делало покрышку черной, что вполне объяснимо, но и заметно увеличивало срок службы протектора. Сажа повышала коэффициент трения. Зачастую, в целях экономии ценной добавки, сажу добавляли только в состав самого протектора, а не всей шины. Отсюда и пошли белые, лишенные сажи, боковины.

Первый комплект «уайтволлов» cтоил всего $11,25

Сегодня мы воспринимаем покрышки с белыми боковинами исключительно как стилевое решение, элемент ретро-шарма и классической роскоши. Зачастую вау-фактор установленных на хот-роде или хорошо отреставрированном классическом автомобиле «уайтволлов» выглядит гораздо предпочтительнее заурядной практичности мягкой и надежной черной резины. И за белые колеса нынче наверняка проголосует большинство.

Oldsmobile  ​
Источник: Oldsmobile ​

А между тем, изначально это были шины, на производстве которых производитель пытался банально сэкономить. Потребители 20-х годов прошлого века относились к вопросу с точностью до наоборот. Черные покрышки были более разумным и желанным приобретением благодаря лучшим потребительским свойствам — лучшим сцепным качествам и повышенной износостойкостью.

Черными шинами оснащались автомобили премиум-класса

Пусть в производстве они требовали больше сажи, из-за чего были дороже, однако, помимо прочих плюсов, черные покрышки не требовали от своих владельцев титанических усилий по поддержанию колес в чистоте. И лишь с началом 30-х «уайтволлы», во всяком случае в США, начали воспринимать, как элемент автомобильного тюнинга. К тому же, к этому времени шинная промышленность освоила производство искусственного каучука, и все покрышки в итоге стали черными.

Контент недоступен

По словам Келли Дж. Флори, автора книги «Американские автомобили, 1946-1959: все модели, год за годом», шины whitewall из-за нехватки сырья во время Второй мировой войны (да и позже, во время Корейской войны) стали в США дефицитом. Оксид цинка оказался стратегическим сырьем. Быть может, как раз именно этот факт и подстегнул популярность «уайтволлов» уже как чисто декоративного элемента. Пик популярности «уайтволлов» пришелся на конец 40-х — начало 50-х годов.

Уже в начале 60-х, замечает автор, массивные белые боковины выходят из моды, оставшись лишь в качестве опции всего на нескольких моделях. Например, на Lincoln Continental.

По мере постепенного сворачивания моды на белый цвет стало появляться множество различных стилей «уайтволлов». Стилисты начали экспериментировать с более тонкими полосками белого цвета, а также с тем, где расположить белую полосу, чтобы выгодно сыграть с воспринимаемым размером колеса и его пропорцией к кузову автомобиля. Так, в 60-е и даже 70-е годы наибольшее распространение получает дизайн с более узкими полосами на боковинах шин шириной от 3/4 до 1 дюйма, которые тоже весьма стильно смотрелись на покрышках.

Сегодня вы не встретите автомобиля, оснащенного «уайтволлами» на конвейере. Эти шины все еще существуют, но в основном на специализированном автомобильном рынке, и по большей части в США. В России коллекционеры иной раз заказывают «уайтволлы» для советской классики, на которой такие колеса еще неплохо смотрятся. На самом деле, шины whitewall все еще производятся небольшими партиями специализированными компаниями на Западе. Например, известны такие бренды, как Diamond Back Classics, Coker Tire, Lucas Classic Tires или Vogue Tyre Company.

Производятся и отдельные белые вставки — так называемые флиппера — которые обходятся существенно дешевле «уайтволлов». Комплект флипперов в России можно купить дешевле $50, тогда как стоимость «уайтволлов» для полноценного тюнинга наверняка превысит стоимость стандартной резины.