Сегодня мы знаем Peugeot как престижную европейскую марку автомобилей, выпускаемых одноименной французской компанией, входящей в состав группы PSA Peugeot-Citroën со штаб-квартирой в Париже. А между тем, истоки если не самой фирмы, то, как минимум, основавшего ее рода теряются едва ли не в средневековье. Во всяком случае, упоминание дворян из рода Пежо встречается в летописях XV века.
Впрочем, копать в глубину веков настолько глубоко мы не планировали. Да это нам и не нужно, поскольку историки предтечей промышленного взлета рода Пежо видят некую перепрофилированную в начале XIX века под мануфактурное производство мельницу в окрестностях французского городка Валантине.
Сталелитейный цех на базе мельницы в 1810 году организовали сыновья Жан-Пьера Пежо. Вот отсюда и пошла история про знаменитые кофемолки Peugeot и металлические корсеты для платьев, которую не устают рассказывать представители французского бренда. Это правда, Peugeot тех лет была производителем довольно качественного строительного и ремонтного инструмента, часовых пружин, всевозможных мельниц для кофе, специй, соли и зерна, а также всевозможных крючков и каркасных колец для весьма непростой женской амуниции тех лет. Пежо выпускали и довольно сложные швейные машины, поэтому освоить производство велосипедов, которое затеял Арман в 1882 году, для компании не составило особого труда.
От каркаса зонтика до автомобиля
Арман Пежо родился в 1849 году. Родители, будучи промышленниками, обеспечили сыну неплохое образование. После школы он закончил парижский инженерный колледж, а затем отправился в Британию на стажировку в компанию по производству механического транспорта в Лидсе. Именно там юный Арман понял, что в транспортной сфере вскоре грядут серьезные перемены, связанные с отказом от привычных лошадей. Старшие Пежо тогда мало принимали в расчет мнение своего подающего надежды юного родственника.
Как уже говорилось, в 1882 году все началось с велосипедов, бум которых пришелся как раз на последнюю треть XIX века. 33-летний Арман вместе с двоюродным братом Эженом, уже, по сути, занимаясь управлением компанией, создают свой первый велосипед. Это был тот самый «пенни-фартинг» — велик, диаметр переднего колеса которого впятеро превосходил диаметр заднего. Братья называли его Le Grand Bi. Об удобстве езды на нем история умалчивает, но люди даже устраивали многокилометровые гонки. На дистанции под 400 км — на гонке Париж-Нант — пятерка лидеров пришла к финишу именно на велосипедах Пежо. Велоспорт пошел на пользу продажам, уже к 1897 году тираж двухколесных транспортных средств Peugeot превысил 16 тыс. экземпляров.
К слову, эмблема Peugeot — лев (со стрелой либо без нее) — сопровождала компанию еще с 20 ноября 1858 года. Ее в качестве торговой марки запатентовал отец Армана — Эмиль Пежо. А в 1889 году наступает новая эра — компания выпускает первый автомобиль. Если точнее, дебютировавший на Всемирной выставке в Париже созданный Арманом Пежо автомобиль с паровым двигателем был построен в четырех экземплярах.
Пежо разработал трехколесный Serpollet-Peugeot вместе с Леоном Серполлетом, специализировавшимся как раз на паровых двигателях. Однако Пежо понимал бесперспективность пара, поэтому уже через год, в 1890-м, по итогам сотрудничества с Готлибом Даймлером появляется первый 4-колесный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Трехсильный Peugeot Type 2 с двигателем объемом 563 см3 мог разогнаться до 25 км/ч.
Первый угон автомобиля
Машину от транспорта конкурентов отличало наличие коробки передач и 3-точечной подвески. Понравилось публике и расположение сидений в определенных типах кузова, где пассажиры сидели друг напротив друга, что позволяло беседовать во время движения. Эта версия получила название Vis-а-vis — с глазу на глаз. Но заказы все равно пошли не сразу, на раскачку ушло несколько лет. Так, только в 1892 году построили и продали 29 единиц Peugeot Type 2, в 1894-м — 40, а в 1899-м уже целых 300 штук! Новшества сыпятся одно за другим. В 1895 году первым из автопроизводителей Peugeot использует резиновые шины, а в 1896-м во Франции зарегистрирован первый в истории угон автомобиля, который пропал из гаража барона Жюльена.
Еще в конце XIX века Пежо удалось получить не только финансовую независимость от семейных инвестиций, но и техническую — от Даймлера. Первый 8-сильный двигатель собственной разработки устанавливался на модель Type 15. К началу XX века это была самая популярная модель марки, чей каталог, кстати, в 1899 году уже включал 15 моделей. Это были автомобили различной вместительности (от 2-х до 12 мест) весом от 720 до 1250 кг.
Но автомобили тех лет получались очень дорогими, что сильно сдерживало продажи. И Пежо в начале XX века пытается разработать максимально простой и надежный «массовый» автомобиль для города. В соавторы он привлек ныне легендарного инженера и дизайнера Этторе Бугатти, вместе с которым создал Type 69 по прозвищу Bebe. Машина длиной всего 270 см и весом 350 кг с одноцилиндровым мотором на шесть «лошадей» дебютировала на автомобильной выставке в Париже в 1904 году.
Лучше меньше да лучше
Малышка, ставшая неким прообразом первого массового автомобиля, оказалась не так проста. Она действительно привлекала покупателей весьма доступной ценой, но и смогла похвастать целым рядом удачных технических решений. Например, разгонялась до 40 км/ч, вместо не слишком надежного цепного привода получила мощную карданную передачу, обзавелась реечным рулевым управлением и амортизаторами. Успех был абсолютным, Bebe даже спасла Армана Пежо от серьезных финансовых проблем, связанных с началом производства моторов для лодок и открытием компании по прокату автомобилей. Пежо стремился везде быть первым и не жалел средств.
Peugeot периодически побеждают в гонках. Дважды в гонках за Большой приз Автомобильного клуба Франции. А в 1913 году гонщик Жюль Гу на автомобиле с 7,4-литровым мотором пришел первым на гонках в Индианаполисе. До 1920 года этот капризный американский трек еще дважды покорялся автомобилям Peugeot с 4,9-литровыми двигателями.
Один из Peugeot или первый Bugatti?
Последним проектом Армана в 1913 году стал обновленный Type 69, который он также разработал совместно с Бугатти и назвал Type BP1. В том же году Пежо покидает дело, оставив наставления по бизнесу и дальнейшему совершенствованию Bebe одному из своих племянников (у Армана Пежо было пятеро детей, но его единственный сын умер еще в XIX веке). На тот момент Арману Пежо оставалось жить еще два года.
В Первую мировую компания выпускала боеприпасы, авиационные моторы и вооружение. А после ее окончания пыталась нащупать и не упустить тот небольшой спрос, что имелся на недорогие авто. Это объясняет появление в 1919 году экономичной малолитражки Quadrilette, созданной на основе Bebe. Двухместный автомобиль оснащался 4-сильным мотором и 3-ступенчатой коробкой передач. Разгонялся до 60 км/ч и несколько последующих лет удерживал звание самого экономичного двухместного авто в мире. С 1923 года для всех Peugeot доступны тормоза на всех четырех колесах, а ежегодный объем производства переваливает за 10 000 единиц.
Куда спрятали фары?
Дальше наступает эпоха впечатляющего французского дизайна (не только в Peugeot). С 1933 года марка работает над новой внешностью автомобилей. И в 1934 году на рынок выходит первый кабриолет с убирающейся жесткой крышей Peugeot 402 BL Éclipse Décapotable. Самыми яркими представителями нового семейства были три модели — 202, 302 и 402. Последнюю кое-кто даже считают эпохальной по большей части благодаря беспрецедентным спрятанным под радиаторной решеткой фарам.
Peugeot 402 выпускался по 1941 год даже несмотря на оккупацию Франции нацистами. Модель могла похвастать автоматической коробкой передач и могла комплектоваться дизельными моторами. В годы Второй мировой делами Peugeot занимался концерн Volkswagen. Трехколесная модель VLV с электромотором и четырьмя аккумуляторами под капотом — по сути, первый в мире серийный электрокар — выходит именно в это время. Отступая, немцы изрядно грабанули фирму на предмет оборудования, однако уже в 1946-м с конвейера сходит 202-й.
Ну а дальше понеслась череда удачных и не очень моделей, так или иначе сделавших имя бренду. Французы всегда считались мастерами компактного жанра. Городские машины Peugeot удавались лучше всего. Peugeot 204 стал первым переднеприводным автомобилем в модельной линейке. Его проектировали вместе с Pininfarina. А модель 404, появившаяся тоже не без участия итальянского дизайн-бюро, в версии с открытым верхом 1960 года и вовсе считалась одним из самых красивых европейских автомобилей тех лет.
Ждем полный привод
Эпохальное объединение Peugeot и Citroen в группу PSA случилось в 1974 году, когда от последнего отказались шинники из Michelin, шевствовавшие над двумя шевронами многие годы. Тон лидера на правах более старшего и опытного задавал Peugeot, который в 1976-м первым в Европе на модели 604 предлагает турбодизельный двигатель.
Однако французский лев тоже едва не провалился на рынке после всех слияний и поглощений «семидесятых-восьмидесятых». Многие считают, что финансовую ситуацию, в итоге, в 1983 году спас Peugeot 205. Наши коллеги — европейские автожурналисты — справедливо называли 205-й машиной десятилетия. Позднее ее успех закрепила версия 205 GTi с 1,6- и 1,9-литровым моторами и спортивной подвеской, впоследствии ставшая мировым бестселлером. Как, собственно, и Peugeot 206, появившийся уже в конце «девяностых», но повторивший успех 205-й модели.
Когда-то, еще относительно недавно, автомобили Peugeot весьма бойко продавались на российском рынке. Представительство компании открылось у нас еще в 1992 году. Сегодня дела у бренда в нашем неспокойном отечестве идут так себе. Конъюнктура для французов, решивших не делать ставку на полноприводные автомобили и не желающих играть (подобно Renault) в самых бюджетных сегментах, нынче не самая лучшая. А упор на премиальные амбиции в формате Peugeot пока себя не оправдывает.