Минюст передумал в рамках проекта нового КоАП ужесточать водительские штрафы — изменятся только процессуальные нормы, связанные, например, с освидетельствованием на опьянение или обжалованием штрафных постановлений. Об этом заявил заместитель главы ведомства Денис Новак.
В ходе встречи с членами рабочей группы ОНФ чиновники согласились также более подробно рассмотреть и, возможно, использовать в дальнейшей законотворческой деятельности концепцию новой дифференцированной системы наказания, в рамках которой каждому водителю присвоят индивидуальный коэффициент риска.
Проект нового КоАП (точнее — его «водительская» часть) обсуждался в среду членами рабочей группы ОНФ. Разработанный Минюстом документ, напомним, с конца января проходит общественное обсуждение на regulation.gov.ru.
Проект вызвал критику общественности, «Единой России», премьера Михаила Мишустина, о чем «Ъ» ранее рассказывал. Для разработки альтернативной версии «водительской» части КоАП ОНФ привлек экспертов из «Синих ведерок», Федерации автовладельцев России, независимых юристов, перевозчиков.
Разработанную в ОНФ концепцию в среду впервые представили Минюсту, ГИБДД и Минтрансу. Она предполагает введение новой дифференцированной системы наказания, в рамках которой каждому водителю присвоят индивидуальный коэффициент риска (может быть нулевым, низким, средним и высоким). Исходя из коэффициента будет рассчитываться размер штрафов, пояснял координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
Например, водитель-новичок за рулем машины каршеринга за движение на скорости 100 км/ч по жилой территории зимней ночью получит более крупный штраф, чем опытный водитель за рулем принадлежащего ему автомобиля на трассе М11 за скорость в 152 км/ч днем в летнее время года. Для водителей, относящихся к низкой группе риска, при незначительных нарушениях эксперты предлагают ограничиваться предупреждениями.
Замначальника ГИБДД Владимир Кузин назвал концепцию «серьезной научной работой», содержащей «действительно интересные предложения». «Но предлагаемый механизм видится чрезмерно сложным и громоздким, — заметил он. — Даже сложно представить, какие проблемы могут возникнуть в правоприменительной деятельности. Включить эту концепцию в проект нового КоАП нереально. Я бы попросил вас не настаивать на этом». Господин Кузин предложил Петру Шкуматову доработать концепцию и внести ее на рассмотрение правительственной комиссии по безопасности дорожного движения (ее возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, в новом составе кабмина еще не собиралась).
Можно выбрать пилотный регион, где идеи ОНФ и «Синих ведерок» будут протестированы без вынесения штрафов (по аналогии с тестовой эксплуатации беспилотных автомобилей в ряде регионов), если на это согласятся в Белом доме, предложил Владимир Кузин. Концепция заинтересовала и представителя Минтранса Владимира Луговенко: он попросил господина Шкуматова официально направить ее в министерство для подготовки отзыва перед направлением документа в правительство.
Идеи членов рабочей группы ОНФ также назвал «очень интересными» заместитель главы Минюста Денис Новак. При этом чиновник заметил, что реализовать идеи ОНФ и «Синих ведерок» на практике будет сложно: водителям необходимо держать в голове все 19 параметров, от которых зависит размер штрафа (Петр Шкуматов заметил в ответ, что не придется: водителю надо лишь соблюдать ПДД). Создание цифрового профиля водителя может угрожать неприкосновенности частной жизни и создать «цифровую дискриминацию» в обществе, предположил господин Новак: «Над этими всеми рисками надо подумать». Господин Шкуматов пообещал концепцию доработать и направить ее в правительство.
В таком смягченном виде проект кодекса Минюст направит в правительство, оттуда законопроект уже поступит для обсуждения в парламент.
Намерения Минюста, впрочем, не означают, что санкции в итоге не ужесточатся — у чиновников Белого дома и парламентариев может быть своя позиция на этот счет.
«У нас нет установки исходить исключительно из репрессивного подхода, — пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. — Если речь идет о грубых нарушениях ПДД, то ужесточать ответственность надо. Мы будет рассматривать все предложения соразмерно общественной опасности, когда новый кодекс поступит в Госдуму».
Иван Буранов
Как проект нового КОАП предлагает увеличить штрафы — в видео ниже.