Прогнозы отличаются только в сроках появления беспилотных автомобилей на наших дорогах: даже отъявленные оптимисты поняли, что в ближайшие пять лет революции в этой области не произойдет. Уж слишком много технических (и этических) проблем возникло по мере создания таких машин. Однако производители уже давно работают над беспилотными машинами и добились на этом пути огромных успехов.
Чтобы узнать, каких именно, редактор Авто Mail.ru полетел в Англию и встретился с инженерами компании Nissan. И прокатился на настоящем автономном автомобиле.
Важный рекорд
На самом деле мы не просто прокатились, а приняли участие в беспрецедентном событии — самом сложном на данный момент тест-драйве такого транспорта по дорогам Великобритании.
На первый взгляд, Nissan Leaf проехал не слишком много — 370 км. Однако чтобы осуществить этот пробег, инженерам пришлось работать несколько лет. И не только ниссановским — трудился целый консорциум под названием HumanDrive (помимо «Ниссана» в него входят еще 11 партнеров). А общий объём финансирования HumanDrive на сегодняшний момент уже составил 13,5 млн фунтов стерлингов.
![](https://resizer.mail.ru/p/dcd9b1f2-38b8-5500-afb7-00d6ee4e6426/AQABFqBX0hqDpK8FpNLZHnau2ybb6Z-XMm1DegIRg8c9Tp_fHBQwLsBF1CULMCQ1qbRnUPhJuN6lUSrZA0ZAyWWhke0.jpg)
Подготовка: 2,4 дня за 1 км
Подготовка к пробегу заняла в общей сложности 30 месяцев. То есть если разделить расстояние на количество затраченного времени, то получится 2,4 дня работ на 1 км пути. Но зато и результат оказался достойным.
Ведь автономный Nissan Leaf может не просто ездить по дорогам с идеальной разметкой, как это обычно бывает при подобных испытаниях. Перед инженерами была поставлена задача: машина должна быть максимально подготовлена к суровой жизни. Поэтому Leaf готовили к путешествию по так называемым британским B-road или второстепенным загородным трассам с отсутствующей или минимальной дорожной разметкой, к сложными для «роботов» круговыми развязками и так далее.
![](https://resizer.mail.ru/p/2cd84a78-1b24-5388-8e0e-6194bc1c1562/AQABC5IBV31QeDZaWweqCVqbiq7pbjQD2w6IygbJdD__f16ElUcLNczrmiexyToc1_z3arZyI0nkHM9Dssbfc8R4pA4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/37fe70c5-6123-5f5e-802f-eef97514c1ae/AQABNcZEGFU_OXIOiOJFPrGhaaD8De8yCLKd6PDqkvsroh_834pps4g4_WHAytA_piRpnucVHSAA9R9hzJw52miAmRs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f3d2f2c2-8963-5594-a3bc-721202aa990f/AQABcIF0wT8Mul1bSk_PJp-QnzeUyrPooPn4ElzzqsH8ALlWBCLEfsGY6nbbLeh-La22Y8lASqGbUPutuIojhuqccg0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/1b54c4f2-9319-54fd-b315-e2c27bb37434/AQABKcfFjcqnm0Qo78mBt8YWAB89_ROgRveAm2tP02BayDBZoMWQGqPFuV-DrOH08o8_YR75RjC_6QITqOb6GG6VSf0.jpg)
Однако научить машину безопасно ездить по дорогам, поворачивать в нужном месте и не врезаться в другие машины — это еще полдела. Стояла и другая задача — сделать так, чтобы для пассажира поездка на беспилотнике мало чем отличалась по ощущениям от передвижения от «обычной» машине. Это назвали «человекоподобное поведение» — речь идет о том, что автономный автомобиль должен плавно (но и не слишком медленно) разгоняться, отказаться от резких поворотов, неожиданного торможения перед ямами или лежачими полицейскими и так далее.
Третья глобальная задача, которая стояла перед инженерами, — это работа над так называемой кибербезопасностью. Пока мы с вами с этой проблемой не сталкиваемся (оно и понятно — беспилотников на дорогах нет). Однако эксперты уже думают о ней.
![](https://resizer.mail.ru/p/8a7d534f-7bbf-5a4c-8c15-063920335047/AQABNocEJ_O-s_BhiUJt6YBdPT8prQF65OwdWVEmCjkvGmhYrFNa7XRy_bTcs_l1fLsDcbAzw6C4Le0s59wDvKXOodo.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/2df74052-b217-5d02-89d5-5486a23f96db/AQABphU90-tUUXC4m9t02dLvR2N4Sys1WPNbguOSNyqRfJPTTvRf6XPEgZm4s_0Gv2_ZJdvc7sigGV1Pl6uwci9mKTM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/9439cda6-8819-5455-8397-b29df27f43b1/AQABZ-YcSDfGU5a0Jp9jXKAweyoXDJ0Ane4HNaeDWzu-RvV0u2E3UG2baqrwN9UFjw6untPOqqCAs596iax86Kof6BE.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5bb26e9b-c462-5813-8673-d61cd66546a6/AQABS0Ui8Lvg-Tsy1jGMwg_Kc5R7Ak_xfXGLGCGlLVV-s6wK8LCmyCu-0RWRhwR0jk3ytOPEwzJhfcDFvWKCi_RWXOA.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/f3647ec7-6204-597b-867e-ef2e4460e80f/AQABv1JKCzpyKhEksUyGPWz8sfshGNMtyxgfSClnNuSL1QB5YD98Z9S6_6MTIwTs0SU8fPjTonHGgk_Q0u6rfIu_9xA.jpg)
Проект HumanDrive внес огромный вклад в создание стандартов, относящихся к основам кибербезопасности. На их базе будут разрабатываться концепции сертификации будущих экосистем мобильности. Думаю, можно с уверенностью сказать, что HumanDrive стал огромным шагом к безопасному выводу автономных автомобилей на дороги Великобритании
Как мы ездили
Это только в фантастических фильмах (и красивых фотографиях от автопроизводителей) пассажиры в беспилотных автомобилях сидят на диванах, читают книги, смотрят телевизор или мило улыбаются друг другу.
В реальности же поездка на таких авто в 2020 году — это тяжелая работа. Причем как минимум двух человек. Задача одного из них сидеть на втором ряду и работать с компьютерами, которые записывают гигантское количество данных. Второй испытатель сидит на месте водителя. И он тоже не может расслабиться: его руки постоянно находятся в паре сантиметрах от руля, а ноги расположены рядом с педалями (все водители, которые участвовали в этом проекте, прошли специальные обучающие курсы). Главная задача водителя — исправлять ошибки автомобиля, которые теоретически могут возникнуть. Но — внимание — при 370-километровом пробеге вмешательства от человека не потребовалось ни разу.
![](https://resizer.mail.ru/p/4a348dc6-de16-53bd-8657-580c6214e420/AQABsgjJorGMALIbDXI2ykyoc5KQGgUbYWDgDoUXTpIBsA89F4jdmwtLunlwEFnJlPuQ4sT_WoNXa2x38cJi89jwGPg.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/2b978344-ca39-51ee-a280-73dfbbbd78a2/AQABtSwM4PHQ3Y241Bb0pzVP4orexGxeY8XlOWCrZMWcL7E2Z_CTyJ372Sqx88Hqrlp94OZL_Ibv7SyWZGsae-R3Kp4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/537a974a-62f2-567e-aee9-da2c967b7f33/AQABGMgjr967deNIM1q_eNshzk5Jom-S_JeGxnS_VZThDRa09HGV26Gtl3xy3BDj7ROSIgmv11gV6nBskum8V-pUG7w.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/5fcae0e2-af4c-59d2-9447-fb3877631ff6/AQABPp7t7hL_P9tspf8qYRQOar6Hez2MbMW8J5GP4UFAiKvadLNPxufvkbt-dt8JFh5V39_kqLsSvIGCCe5KreK-DYs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/928a1bc3-853f-59a5-8644-8a22d1dcf432/AQABWqvVu6sjptuF7TO31Uws-mf1GXoJ9M1xpqWb-iZK6bMxS9uJxCu_eJ7DAJHq7XKz5RhGGW-EUD8DGEVtM8duG_4.jpg)
Личные ощущения от езды на беспилотном автомобиле не отличаются от поездки с водителем с безопасным и спокойным стилем вождения (а именно этого разработчики и добивались). Особенно если не учитывать огромное количество компьютеров и мониторов в салоне. И не обращать внимания на то, что водитель не держится руками за руль. Машина разгонятся со средней скоростью потока, одновременно с ним тормозит, спокойно и четко поворачивает и вовремя тормозит. Никакой дерганности и резких движений. А страх, что электроника начнет чудить и в кого-нибудь врежется, улетучивается очень быстро — буквально 10 минут поездки и ты вообще забываешь, что этим автомобилем управляет не человек.
Правда, нужно сделать одну поправку — во время испытаний скорость Nissan Leaf была искусственно ограничена 60 км/ч. Машина могла бы ехать и быстрее, однако инженеры пока предпочитают перестраховываться.
![](https://resizer.mail.ru/p/84873674-e711-520f-a013-8e119de76e41/AQABkFywqC8XdwFuTStlX8WdM_ExDfqPWKWInHPx5kXuKZii6UcbGSVEsWz8dipBCd16k8Y8VHHg7tOy_3kiI2OLb1M.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/60e731b9-e023-5b7e-b21c-3cc71e000011/AQABBEWNmFlhZ9eDHjT3cLr33anlJGPDwojM9aMOyR2SIqIZOmoJKTOpPRiKVH1C-222mucwilZOmYKN0qvu9wIuXTk.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/26ddea34-b160-503d-845a-8b2d8398f730/AQABSObiJ82gAM_KydtNZ67HYiZvE6UBlE0YP9f_T35CzSRORWQc-GyDJ-Mm6szkrNU3UAgxI44So8U0zIjTa8dOeaM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/dfcb79b1-aa27-54da-9392-655ba84963dd/AQABm7zBIcvRxUSxZSgOFQ213Mh37jgvTkKVNfiJpXlZkk-LfaxpLBRti5uR0tq56tnml2sLpzeObpiVXp_h2WMVvW4.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/d449558a-76bb-55ad-aa97-93d0acb84254/AQABtGxUiTMrkqGgf-wZ3dv50sKPMldp2m5PE4FKrNdBxXWgaqjwoL4_C7fgK6sEa_20GBKv8AuzzQ9I7K3GN9ZfAWg.jpg)
Перспективы
По оценкам экспертов Nissan и HumanDrive, сейчас около 94% всех аварий на дорогах происходит из-за невнимательности или ошибок человека: кто-то превысил скорость на скользкой дороге, кто-то отвлекся, другой не посмотрел в зеркало при перестроении или не заметил пешехода в темноте. И если предположить, что автопилоты станут нормой, то количество аварий должно резко сократиться, ведь такие машины, как автономный Nissan Leaf, никогда не отвлекаются и всегда видят, что происходит вокруг, благодаря многочисленным камерам, радарам и пр. Возможны ли аварии между беспилотниками? В теории — конечно. Абсолютной безопасности быть не может. Однако шансы попасть в ДТП в такой машине будут в несколько раз ниже, чем сейчас.
![](https://resizer.mail.ru/p/ce54302c-82b3-59d9-9869-d172b31e1f23/AQAB-zUrIDp2-eBYW2lOao5S1sQhQMuNSHcbCTZRQkJg3skCoywyXrN69dLlK9Wu5Fip5Evul3BeTlsdmuo93KuPLpI.jpg)
Насколько будут дороже беспилотные автомобили по сравнению с обычными? Ответа на этот вопрос пока никто не даст. Скорее всего, первые годы цена будет сильно отличаться (за все новое приходится платить). Но в дальнейшем цена автономных машин должна приблизиться к стоимости обычных. К тому же появление беспилотных авто сулит и некоторую экономию. Например, страховки таких машин должны быть заметно дешевле. Да и на топливе тоже можно будет сэкономить (вы ведь понимаете, что беспилотники в будущем будут иметь электрический двигатель).