Передо мной — седан Toyota Camry S-Edition, но моя задача состоит не в поиске отличий этой новой комплектации (про неё можно почитать по ссылке). Открываю капот и вижу какие-то странные точки на передней чашке амортизатора, будто в лак попали песчинки. Но это не брак окраски, а T-Mark — так называется противоугонная технология компании Toyota.
Не секрет, что любовь угонщиков — это головная боль владельцев автомобилей марок Toyota и Lexus, вынуждающая их устанавливать на машины дополнительные средства защиты и переплачивать внушительные суммы за КАСКО. По данным статистического агентства «Автостат» в прошлом году на долю «Тойоты» пришлось 16% угонов машин в возрасте до 10 лет. И едва ли российское представительство обрадовал тот факт, что в этом печальном рейтинге их обошли Kia и Hyundai.
В отличие от корейцев, «Тойоты» угоняют не с целью последующего разбора и реализации по запчастям, а именно для перепродажи с перебитыми идентификационными номерами под конкретные документы. Поэтому основные усилия разработчиков новой противоугонной маркировки были направлены на противодействие эксплуатации таких автомобилей.
В чём суть? На кузов машины с помощью пульверизатора наносится до 10 тысяч точек в разных зонах (их может быть до 30), включая несущие элементы, скрытые полости, номерные агрегаты. Сама по себе точка небольшая — диаметром около 1 мм. Но при её увеличении в 60 раз можно прочитать уникальный 14-значный PIN-код, который затем можно вбить на специальном сайте вместе с VIN и выяснить, действительно ли перед вами эта машина.
Эффективно ли это? Российское представительство приводит опыт Южной Африки, где с 2012 года введена обязательная маркировка всех новых автомобилей. В результате в первый же год количество угонов сократилось на 80%, а в 2019-м не было зафиксировано ни одного случая. Причём злоумышленники не могут продать машины даже в соседних странах, потому что маркировку сверяют на границах.
А пока Toyota рапортует, что в прошлом году не было зафиксировано ни одного случая угонов седанов Lexus ES — они маркируются (в случае с «Лексусом» технология называется L-Mark) с сентября 2018 года, позже к нему присоединился и кроссовер Lexus UX. А сейчас точки наносятся на модели Toyota Camry, RAV4, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200 и Alphard. Наконец, с июля 2020 года будут обрабатываться все машины Toyota и Lexus.
На машины российского производства точки наносятся прямо на заводе, а импортные автомобили мы обрабатываем на специальной площадке в порту прибытия. Карта нанесения доступна только нашим сотрудникам, а расположение точек меняется каждые полгода
И это уже привело к снижению страховых тарифов в крупных компаниях в среднем на 10%. Кстати, одной лишь маркировкой дело не ограничивается. Toyota проанализировала один из самых распространённых сценариев угона машин с комфортным доступом — когда за владельцем идёт злоумышленник с ретранслятором, который передаёт сигнал от ключа напарнику, а тот открывает автомобиль и уезжает. И теперь все ключи оснащены датчиком движения — в статичном положении он не передаёт сигналов.
Навесные элементы Toyota и Lexus не маркируют (кроме капота) из-за того, что кузовные панели могут пострадать в ДТП. Но для борьбы с продажей запчастей с угнанных машин, а попутно и для более лёгкого определения тёмного прошлого автомобиля на двери, крышку багажника и капот наносятся наклейки с VIN. Не обнаружили наклейку — хороший повод задуматься!
Сама по себе технология «ДатаДот» не нова, пробные шаги были предприняты ещё с «КамАЗом», но для работы системы необходима база данных, средства расшифровки и люди, которые будут это делать. Тогда дальше нанесения точек дело не пошло, но сейчас в «Тойоте» надеются, что удастся привлечь к идентификации автомобилей и других крупных игроков российского рынка, чтобы продвинуть идею обязательно сверки данных при регистрации в ГИБДД. И, если в следующем году доля «Тойоты» среди угнанных машин сократится, то у развития системы маркировки появятся хорошие шансы.