В нескольких регионах России автомобили скорой помощи используют по системе аутсорсинга, а водителям предлагают стать индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Эта система вызывает протесты — и со стороны водителей, и со стороны врачей. С декабря 2019 года в Самаре регулярно проходят акции протеста медиков и водителей машин скорой помощи. Они выходят на пикеты с плакатами «Нет коммерциализации скорой помощи!» и «Нет аутсорсингу!». Причиной недовольства стало решение местных властей с мая 2020 года передать на аутсорсинг все автомобили скорой помощи в городе — за исключением реанимобилей.
.«Скорые» вместе с водителями в Самаре будет предоставлять частный подрядчик, который пока не выбран. Работники скорой помощи опасаются, что «частники» не справятся с работой.
«Что если произойдет катастрофа на нефтеперерабатывающем заводе? Я туда поеду, я человек подневольный, я практически в строю. А тот, кто работает на частника, если и поедет туда, то остановится километров за пять, чтобы не подвергать опасности машину — он за нее отвечает. И никто его не привлечет к ответственности за неоказание медицинской помощи», — рассказывает Би-би-си водитель самарской «скорой» Александр Митрофанов.
Митрофанову, как и его коллегам, грозит сокращение из-за перевода водителей на аутсорсинг. Всего в Самаре оно может затронуть 275 водителей и 13 специалистов — это механики, диспетчеры и другие. Об этом минздрав уведомил самарское отделение профсоюзной организации «Действие». Водителям предлагают устроиться в частную компанию. Если, например, Митрофанов согласится на это, то он продолжит водить «скорую», но уже как сотрудник частной компании.
«Работая в скорой помощи, мы не имеем права бастовать. Работая на частника, бастовать можно. В других регионах такие примеры уже были», — рассказал Би-би-си Митрофанов. Закон действительно запрещает работникам скорой помощи бастовать.
Тем, кто откажется, предложат работу на станциях скорой помощи не в Самаре, а в Самарской области, пишет «Самарское обозрение» со ссылкой на минздрав региона. Водителей скорой помощи переводят или уже перевели на аутсорсинг в нескольких регионах России. На этом рынке есть два крупных игрока — и на него собирается выйти госкорпорация «Ростех».
Зачем нужен аутсорсинг скорой помощи?
Аутсорсинг машин скорой помощи появился в России около 10 лет назад. Инициатива исходила от предпринимателей, которые предложили восполнить дефицит автотранспорта в скорой помощи, рассказывает Би-би-си Ильдар Миннуллин, завкафедрой скорой медицинской помощи и хирургии повреждений Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.
В 2012 году 61% автопарка скорой был старше пяти лет, говорится в статье «Автопарк скорой медицинской помощи в Российской Федерации», опубликованной учеными Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе.
«Мы оцениваем введение аутсорсинга в этот период как вынужденную меру. Не было у государства и регионов достаточно средств для того, чтобы закупать автомобили скорой помощи», — объясняет Миннуллин.
Хотя проблема не решена полностью, сейчас этот вопрос не такой актуальный, как восемь-десять лет назад, считает Миннуллин: у регионов появились деньги на обновление автопарка. Тем не менее в 2017 году около 43% автомобилей «скорой» служили дольше пяти лет. В последние три года деньги на закупку выделяются и из федерального бюджета.
Рекомендует ли аутсорсинг минздрав России?
В 2014 году министерство решило «воздержаться от рекомендаций регионам отдавать автопарк “скорой” на аутсорсинг», говорила Вероника Скворцова, которая тогда занимала пост министра. А уже в 2016 году минздрав оценивал опыт аутсорсинга как «позитивный». «Состояние машин хорошее, комплектация правильная», — рассказывала Скворцова.
Перевод водителей и машин скорой помощи на аутсорсинг происходит на фоне реформы здравоохранения, которая началась в 2012 году. Тогда президент Владимир Путин издал «майские указы», поручив существенно повысить зарплаты медицинского персонала.
Рынок из двух крупных игроков
На рынке аутсорсинга автомобилей скорой помощи работает две крупные компании — группа компаний «Феникс» и «Эффективная система здравоохранения». «Феникс» (бренд «Новоскор») считается пионером этого рынка, компания работает уже больше 10 лет. Она принадлежит пермскому бизнесмену Евгению Фридману, следует из базы СПАРК.
С 2011 года, как показывают самые ранние данные, доступные на сайте госзакупок, связанные с «Фениксом» компании получили госконтракты по аутсорсингу автомобилей «скорой» вместе с экипажами на сумму как минимум 2 млрд рублей. Компания работала в Перми, Волгограде, Уфе и других городах.
«Эффективная система здравоохранения» работает с 2013 года. Она принадлежит Даниле Барышникову, по данным «Коммерсанта», это сын члена правления «Газпром нефти» Владислава Барышникова. Выйдя на рынок в 2013 году, компания выиграла контракты на сумму больше 5 млрд рублей, в том числе в Вологодской, Архангельской, Ленинградской областях, в Чувашии и других регионах.
«В течение прошлого года компания собирала и анализировала информацию о состоянии автопарка скорой помощи для определения потребностей регионов. На основе этих данных “РТ — Скорая помощь” сформировала пакет предложений и готовится выйти с ними на рынок», — сообщили Би-би-си в компании.
Проблемы в Екатеринбурге: самозанятые и переработки
Введение аутсорсинга не всегда проходит гладко. Причем проблемы возникают даже в городах, где эта система работает уже несколько лет. Например, в Екатеринбурге. По системе аутсорсинга в городе работает три из 13 подстанций скорой помощи. За это время подрядчики сменяли друг друга как минимум два раза. До недавнего времени подрядчиком была компания Барышникова, а новый тендер выиграл «Феникс».
77 водителей отказывались выходить на работу после 1 февраля из-за смены подрядчика. Водителей не устроили условия труда, которые тот предложил. Основная форма трудоустройства, по которой работают водители в «Фениксе» Фридмана — индивидуальное предпринимательство (ИП). Он пояснил Би-би-си, что все водители, работающие в его компании (650 человек в нескольких регионах), оформлены именно так.
Именно этим недовольны водители.
«У самозанятых и индивидуальных предпринимателей нет оплаты отпуска, больничного, за этот период начисляется минимальная пенсия», — говорит председатель профсоюза «Действие» Андрей Коновал.
Работать по трудовому договору водителям, впрочем, тоже предложили — но за очень низкую зарплату: 18 тысяч рублей в месяц за ставку. А в качестве самозанятых — за 25 тысяч рублей (1,5 тысячи из них надо будет отдать в качестве налогов). Два водителя сказали корреспонденту Би-би-си, что в компании Барышникова они получали 22−26 тысяч рублей по срочному договору с учетом переработок, плюс доплаты за работу в праздничные дни. У них был отпуск и больничные.
Фридман настаивает, что условия по договору он предложил те же, что и предыдущий работодатель. По его подсчетам, достичь заработка в 26 тысяч рублей при прежнем договоре водители могли, только если бы они работали примерно 240 часов каждый месяц, в то время как одна ставка предполагает 168−180 рабочих часов. Переработки свыше 120 часов в год запрещены по Трудовому кодексу, напоминает он.
Однако один из водителей, с которым удалось поговорить Би-би-си, отрицает, что переработки превышали норму. Но другой признал, что отработал в одном из прошлых месяцев 320 часов — почти в два раза больше нормы.
Прокуратура Свердловской области начала проверку того, соблюдаются ли права водителей при переходе к новому подрядчику.
На прошлой неделе, 30 января, выяснилось, что водители и «Феникс» все-таки пришли к компромиссу, «Нам предложили нормальные договоры со всеми соцпакетами», — сообщил в «Инстаграме» водитель по имени Аркадий. Тем не менее, два екатеринбургских водителя, с которыми поговорила Би-би-си, говорят, что все-таки предпочли бы работать в государственной службе. Помимо гарантий и соцпакета там выше зарплата. Как сообщили в пресс-службе горздрава Екатеринбурга, в 2019 году она составила 36 тысяч рублей до вычета налогов. Это на четверть больше, чем-то, что водители получат в частной компании.
«С такими формами трудоустройства, как срочный договор, самозанятость и индивидуальное предпринимательство мы рискуем потерять квалифицированных специалистов. Нет гарантий, что они будут трудоустроены по этой профессии — работодатель может прекратить сотрудничество после истечения срока договора», — говорит он.
Где еще недовольны
Водители «скорых» протестовали не только в Самаре и Екатеринбурге.
В 2018 году в Йошкар-Оле бастовали водители, работающие на «Эффективную систему здравоохранения» а в Уфе — работники ООО «Автотранском». Они даже провели 30-минутную забастовку — не выезжали на вызовы. В ноябре 2019 года контракт с «Феникс-Менеджмент» расторгли в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Водителям регулярно задерживали зарплату, а автомобили, поставленные по контракту, оказались не новыми. Контракт был заключен в 2018 году, его сумма составила 69 млн рублей.
В Нижневартовске и Архангельске водителям тоже задерживали зарплаты. В 2012 году с компанией Фридмана судилось правительство Волгоградской области — компания поставила меньше машин, чем требовалось по контракту. Контракт с подрядчиком тоже впоследствии расторгли. Из-за условий труда митинговали водители «скорой» и в Новокуйбышевске (Самарская область).
Депутаты законодательного собрания Пермского края, одного из первых регионов, передавших «скорую» на аутсорсинг, предлагали постепенно отказаться от него. В 2017 году в Кировской области стали восстанавливать государственный парк скорой помощи после работы с «Эффективной системой здравоохранения»: водители были на грани забастовки из-за задержек зарплаты. Экономически эксперимент тоже оказался неэффективным.
Главные автомобильные новости недели — в видео ниже.