История изобретения всем хорошо известной пневматической шины сегодня выглядит как легенда. Якобы в 1888 году в Белфасте, Северная Ирландия, ветеринар приглядывал за сынишкой, который катался на трехколесном велосипеде. Но как только мальчуган выезжал на брусчатку, отцовское сердце не находило себе места — цельнолитые шины детского «велика» напрочь лишали ребенка комфорта, скорости и удовольствия от езды.
Данлопу в голову и пришла идея — обернуть колесо своеобразной камерой, склеенной из нескольких полос резины, и наполнить ее воздухом. Так появился первый прообраз современной шины. А езда сразу же стала комфортнее при том, что хорошее сцепление резины с дорогой никуда не делось.
Быстрый взлет
Предприимчивый Данлоп в том же году запатентовал изобретение и организовал производство пневматических шин, основав в 1889 году компанию Dunlop Pneumatic Tyre Company. И пока компания Michelin в 1891 году не придумала съемные шины, ветеринар выпускал свое изобретение в первозданном виде.
Скорость развития и успех компании оказались впечатляющими. Уже в 1893 году, помимо фабрики в Дублине, Dunlop начала производить велосипедные шины сразу на двух заводах — в Ханау (Германия), где нынче находится один из исследовательских центров, и в Мельбурне (Австралия). Чуть позже открывается производство в США. Вскоре бренд узнали во всей Западной Европе, в США и Канаде, других регионах. Мощностей имеющихся заводов не хватало, рост спроса на велосипедные шины рос очень быстро.
Изобретения Dunlop
В 1900 году Dunlop приступила к производству автомобильных шин. И уже через десять лет компании пришлось инвестировать в собственную плантацию каучука площадью более 20 000 гектаров.
В Dunlop не скупились на научные исследования и испытания выпускаемой продукции. Быть может, именно поэтому компании принадлежит множество изобретений в шинном деле. Вот лишь часть из них:
- Dunlop первой использовала резиновые и стальные шипы на протекторе;
- специалисты Dunlop первыми разбили протектор автопокрышки на несколько рядов, что при сохранившемся сцеплении с дорожным покрытием значительно повысило износостойкость покрышки;
- боковые грунтозацепы — изобретение инженеров Dunlop;
- специалисты компании первыми воплотили в жизнь идею бескамерной автомобильной шины;
- именно в научном центре Dunlop впервые создали водоотталкивающую резиновую смесь для создания зимних шин (моделей Graspic, SJ4 и др.) без шипов противоскольжения.
Инноваций было много. В 1922 году, через год после кончины Джона Бойда Данлопа, в производстве шин использовали стальной шарик и текстильный корд, что едва ли не втрое увеличило долговечность шин. В 1948-м Dunlop показывает бескамерную шину с самоуплотняющимся слоем для предотвращения потери воздуха при повреждении резины.
Можно не верить, но обнаружение эффекта аквапланирования — заслуга технической команды Dunlop. Ответом на открытие стала запатентованная шина с обозначением SP 68, имеющая более плотную сетку срезов на протекторе и водоотводящие канавки — Aquajets, которые стали настоящим прорывом в безопасности вождения. И если вы не знали, когда появилась первая устойчивая к проколу бескамерная шина, то это произошло в 1973 году c появлением модели Denovo.
Большие победы
Ясно, что автоспорт, где можно было оперативно испытывать новые идеи, активно двигал не только науку, но и рекламу. В «Формуле-1» марка обосновалась с момента основания Чемпионата. Среди заслуг компании можно выделить, например, первую «дождевую» покрышку, созданную в 1956 году. Два года спустя шинники впервые применили нейлоновый корд, благодаря которому масса покрышки сократилась на треть. А еще чуть позже вошел в оборот искусственный каучук. Благодаря ему скорость круга существенно возросла.
В Ле-Мане покрышки Dunlop побеждали 34 раза — больше, чем какие-либо другие. Кроме того, в активе бренда 82 победы в Гран-При «Формулы-1». Фактически, в «пятидесятых» и начале «шестидесятых» Dunlop верховодил в Чемпионате. Однако любое могущество рано или поздно заканчивается.
Что пошло не так у Dunlop?
Концерн изрядно преуспел в разных областях: его заводы производили тормозные системы, колеса, напольные покрытия, мячи для гольфа и тенниса. В результате сотрудничества с Чарльзом Макинтошем ассортимент Dunlop расширился за счет обуви и одежды. А создание аэрокосмического и авиационного подразделений изрядно подстегнуло инженерию в целом. Концерн отправляет резину не только в небо, но и в космос.
Однако в «шестидесятых» могущество и мощь компании пошли на спад. На пятки наступали конкуренты — Goodyear и Michelin, которые тоже времени даром не теряли. Эксперты полагают, что неудачи Dunlop начались с неверной оценки дальнейшего спроса на радиальные шины. В начале 60-х руководство концерна поставило на производство более доступных радиальных шин с текстильным кордом, вместо гораздо более долговечных шин со стальным кордом. Но с этим были связаны лишь первые проблемы компании.
Ничего, кроме долгов, не принес и союз с Pirelli, оформленный совместным соглашением в 1971 году. Развод с итальянцами через десять лет для британцев означал усугубление краха. Компания почти через сотню лет своего существования оказалась на грани банкротства. А дальше началась диверсификация — иными словами распродажа активов. Помощь пришла из Японии. Да и помощь ли? Dunlop фактически был поглощен концерном Sumitomo, который с 1963 года занимался делами Dunlop в Стране Восходящего Солнца.
С конца 20-го века Dunlop может похвастать стабильной финансовой ситуацией, которая стала возможна в ходе реализации долгосрочного плана восстановления. Мы даже оказались свидетелями продолжения череды инноваций — в 1999 году британцы придумали систему контроля шин Warnair (система контроля и оповещения водителя о падении давления воздуха в шине). Однако сегодня Dunlop Tyres является частью крупнейшего шинного альянса: фактически 75% ее акций принадлежит Goodyear Tire and Rubber Company, а остальные 25% — Sumitomo Rubber Industries.