Джованни Баттиста Пирелли — итальянский инженер, конструктор, предприниматель, пионер мирового автомобилизма, один из основоположников шинного производства — родился в 1848 году в Варенне (Италия) в многодетной семье пекаря Сантино и Ривы Розы Пирелли.
Джованни был способным учеником. Неудивительно, что по окончании учебного заведения юный инженер в числе двух лучших выпускников был удостоен «Премии Крамер». Стипендия включала три тысячи лир и стажировку за границей.
Вернувшись в Милан, он всерьез занялся химией и засел за написание, как бы сегодня сказали, технико-экономического обоснования открытия в Милане завода по производству резинотехнических изделий.
Начало бизнеса
Бывшие наставники Пирелли по инженерной школе поддержали способного ученика и помогли убедить финансистов инвестировать в идеи 23-летнего инженера значительные средства.
Через год на заводе, выпускавшем шланги, брандспойты и прочие товары, трудилось уже 45 человек. Пирелли энергично расширял ассортимент, в том числе отдавая должное ширпотребу. Он стал выпускать мячи, калоши, плащи, шапочки для купания, резиновые перчатки, прочие медицинские приспособления. И только потом в Милане появились первые автомобили.
На заводе возникла идея заняться производством и совершенствованием велосипедных и автомобильных шин. Так, в 1890 году на миланском предприятии Пирелли был запущен цех по производству покрышек. За первые два года работы с покрышками компания вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.
Становление
Экспорт шин рос значительными темпами, открыты представительства в США и в нескольких европейских странах. Одновременно развивался бизнес по производству и продаже электрических кабелей: неподалеку от Барселоны фирма открыла для этого предприятие.
В начале 20 века, когда вместе с Джованни в бизнесе уже трудились его старшие сыновья Пьеро и Альберто (всего у него было восемь детей), состоялся один из первых дальних автопробегов в истории. В 1907 году стартовал ралли-рейд по маршруту Париж-Пекин (17 000 км), в котором победили итальянцы Сципион Борхес, Луиджи Барзини и Эттор Гизарди на автомобилях, оснащенных покрышками Pirelli.
Представители семейства Пирелли оказались весьма дельными бизнесменами, они не складывали «все яйца в одну корзину». Такая политика спасла компанию во время Первой мировой войны, когда руководство концерном обосновалось в швейцарском Базеле, а предприятия работали в разных странах.
К тому времени старший Пирелли, уже переваливший рубеж в 50 лет, отошел от активных дел. Оставаясь, впрочем, в строю в качестве инженера. Первая мировая война, а к концу 20-х новая беда — фашистский режим Муссолини — сильно замедлили промышленный рост и триумфальное шествие Pirelli. Дуче национализировал ряд областей промышленности в Италии. Впрочем, зарубежные филиалы Pirelli диктатору оказались не по зубам.
Пирелли скончался 20 октября 1932 года в Милане на 84-м году жизни, оставив империю детям и внукам. Которым уже к 1950 году удалось не только восстановить самостоятельность компании, но и превысить все довоенные показатели.
Лучший рекламный ход столетия
На шинном рынке становилось тесно, уже в первое послевоенное десятилетие значительно усилилась конкуренция. И Pirelli одной из первых компаний определила одним из важнейших маркетинговых ресурсов на будущее автомобильные гонки.
В 1951-м команда Alfa Romeo на резине Pirelli побеждает в недавно появившемся Гран-при чемпионата Формулы-1. Это было начало большого и славного пути. И все же главным маркетинговым ноу-хау Pirelli оказались не гонки, а знаменитый календарь.
История календарей Pirelli началась в 1963 году. Сотрудники британского офиса компании сделали новогодние подарки своим состоятельным клиентам, для чего напечатали календарь с высокохудожественными фото полуобнаженных моделей. Возможно, разразившаяся чуть позже сексуальная революция многим обязана именно этой идее.
Модели были прекрасны, фотографии — тоже. В календаре не было ни слова о шинах или резиновых кабелях, тем не менее, впоследствии идея принесла компании несопоставимые с затратами дивиденды в виде мировой известности. Позже аналитики рекламного рынка назвали проект с календарем лучшим рекламным ходом столетия.
Pirelli наших дней
Сегодня концерн Pirelli продолжает с успехом выпускать автомобильные покрышки.
Шинное подразделение включает 18 предприятий по всему миру. В Россию Pirelli пришла в 1961 году, когда по заказу внешнеторгового объединения «Техмашимпорт» концерн поставил СССР оборудование и технологии для производства радиальных шин. А в «восьмидесятые» именно Pirelli принимала участие в создании волоконно-оптической трансконтинентальной линии телефонной связи Вена — Москва — Владивосток.
Поначалу Pirelli виделся нам как премиальный бренд, выпускающий дорогостоящие шины только для мощных и спортивных автомобилей. Так, по сути, и было. Однако потом компания запустила в России два своих завода. Общий объём инвестиций Pirelli в России превышает 470 млн.евро: 222 млн уже вложено в приобретение активов совместным предприятием, в 2013-2018 годы на модернизацию воронежского и Кировского шинных заводов направлено более 250 млн евро.
В 2019 году компания Pirelli выпустила цифровой графический роман о своей 148-летней истории в 5 видео эпизодах. Каждый из них сопровождали специально созданные для проекта иллюстрации и музыка. Мини-сериал под названием «Pirelli an Italian in the world» стал своего рода «профилем компании». Получилось красиво, не хуже знаменитого календаря. Посмотрите:
Главная новинка сезона
Одна из самых популярных сегодня в России линейка шин Pirelli — Ice Zero. В линейку входит шипованная модификация Ice Zero 2, предназначенная для экстремальных условий на зимних дорогах, еще одна шипованная модель — Ice Zero для легковых автомобилей и внедорожников, и, наконец, нешипованная зимняя резина Ice Zero FR.
Эта модификация разработана специально для городских автомобилей, премиальных седанов и кроссоверов и доступна также в версии Runflat. То есть с такой резиной водителю не страшны проколы.