Эксперты продолжают дискуссию об ограничениях, которые могут ввести для владельцев самокатов, сигвеев, гироскутеров, электросамокатов и моноколес. Ранее в правительстве РФ представили проект по использованию таких средств передвижения.
Предполагается, что Госдума может предусмотреть ответственность за нарушения правил езды на них. Однако, по словам первого заместителя председателя Комитета по госстроительству и законодательству ГД Вячеслава Лысакова, «этот вопрос находится в компетенции правительства РФ. То есть когда и если правительство отрегулирует эту проблему в ПДД, тогда Госдума предусмотрит соответствующую административную ответственность, поскольку ПДД — постановление правительства, а Кодекс об административных правонарушениях РФ — федеральный закон».
Парламентарий считает, что администрировать эти нормы «практически невозможно». В частности, встает вопрос о замере скорости таких приспособлений и составлении протоколов. «Хотя надо признать, что все более многочисленные одно-двух- трехколесные электрические и прочие средства передвижения, не говоря уж о квадроциклах, минитракторах и других транспортных средствах, которые используют для передвижения по дорогам общего пользования, несомненно, нуждаются в законодательном регулировании, включая административную ответственность. Но пока только имеются первые и далеко не идеальные попытки такого регулирования», — заявил Лысаков ТАСС.
Согласно предлагаемым правилам, если средство индивидуальной мобильности использует ребенок младше 7 лет, то он должен передвигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам на стороне движения пешеходов. Дети от 7 до 14 лет могут ездить по велосипедным дорожкам и велопешеходным дорожкам со стороны водителя. Лица, достигшие 14 лет, должны передвигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон. Скорость средств индивидуальной мобильности в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не должна превышать 20 км/ч.
Сейчас все пользователи таких устройств приравнены к пешеходам со всеми вытекающими отсюда обязанностями и ответственностью. А все возрастающая аварийность по их вине требует разработки для них специальных правил.
Непонятно также, кто и каким образом будет доказывать допущенные ими нарушения, и как самокатчики станут за них отвечать.
По мнению главы «Союза пешеходов» Владимира Соколова, даже 20 км/ч на тротуаре — это опасность для пешеходов. Он также указывает, что некоторые представители этой техники оборудованы двигателями мощностью более 4 кВт, а это уже позволяет их приравнять к мопедам. А для управления мопедами у нас необходимо иметь права категории М, которые можно получить только после обучения в автошколе и сдачи экзамена в ГИБДД. Поэтому стоит, наверное, разделить все эти средства передвижения в зависимости от мощности двигателя и предъявлять им соответствующие требования.