Как сын пекаря стал готовить резину и сделал известные шины

Начало «резиновой» империи Pirelli положил сын пекаря, мальчик из небогатой итальянской семьи, – Джованни Батиста Пирелли, день рождения которого отметили 27 декабря

Джованни Баттиста Пирелли — итальянский инженер, конструктор, предприниматель, пионер мирового автомобилизма, один из основоположников шинного производства — родился в 1848 году в Варенне (Италия) в многодетной семье пекаря Сантино и Ривы Розы Пирелли. Он стал их восьмым ребенком.

Начальное образование мальчик получил в семье. Отец, который успел научить его трудолюбию, умер, когда Джованни было всего восемь лет.
Начальное образование мальчик получил в семье. Отец, который успел научить его трудолюбию, умер, когда Джованни было всего восемь лет.

В тринадцать лет способного Джованни отправили в Милан, где он начал заниматься в техническом институте Святой Марты математикой и физикой. Однако более всего юношу привлекали всевозможные механизмы и принципы их работы. В 17 лет Пирелли, уже слушатель высшего технического института Милана, готовится стать инженером.

Джованни, говоря современным языком, был отличником. Поэтому не удивительно, что по окончании учебного заведения в числе двух лучших выпускников он был удостоен «Премии Крамер» в размере трех тысяч лир. Помимо денег Джованни получил возможность стажироваться за границей. Чем он блестяще и воспользовался.

Своя фирма уже в 23 года

Целый год (1870-1871) он изучал новые станки и механизмы в тех отраслях, которые в Италии не были развиты. И, постоянно консультируясь со своим научным руководителем, Пирелли пришел к выводу, что наибольшие перспективы кроются именно в обработке каучука. Поэтому вновь вернувшись в Милан, он не только всерьез занялся химией, но и засел за написание масштабного доклада, где обосновывалось создание в Милане завода по производству резинотехнических изделий.

Пирелли был беден, и для его начинаний требовались немалые деньги инвесторов. В 1872 году его доклад произвел нужное впечатление в кругах финансистов. Свою позитивную роль сыграли и его бывшие наставники по высшей миланской инженерной школе. И уже в том же году при поддержке инвесторов 23-летний инженер Джованни Батиста Пирелли с компаньонами приобрел в Милане небольшое предприятие по производству резиновых изделий и зарегистрировал собственную фирму.

Без трудностей не обошлось, но энергичность и знания молодого инженера делали свое дело. Через год на заводе трудилось 45 человек. Они выпускали шланги, брандсбойды и прочие товары из резины. Пирелли сопутствовал успех.

Пирелли выпускал мячи, калоши, плащи, резиновые перчатки и шапочки для купания, освоил производство хирургических перчаток и прочих медицинских приспособлений.

Ну а потом в Италии, и в Милане в частности, появились первые автомобили. На заводе, разумеется, тут же возникла идея заняться производством и усовершенствованием велосипедных и автомобильных шин. И в 1890 году на миланском предприятии открыли цех по производству покрышек.

За первые два года работы с покрышками компания Pirelli вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.
За первые два года работы с покрышками компания Pirelli вошла в пятерку ведущих мировых производителей шин.

Экспорт рос гигантскими темпами, открыто представительство в США, в нескольких европейских странах. Одновременно развивался бизнес по производству и продаже электрических кабелей: неподалеку от Барселоны фирма открыла соответствующее предприятие. А чуть позже по заказу самого Пирелли был построен кабелеукладочный корабль «Милан».

В 1900 году компания приняла участие в международной выставке в Париже.
В 1900 году компания приняла участие в международной выставке в Париже.

До поры до времени производство покрышек оставалось в Италии. В начале 20 века Джованни уже помогали его старшие сыновья Пьеро и Альберто (всего у него было восемь детей). А в 1907 году в одном из первых дальних автопробегов в истории — по маршруту Париж-Пекин (17 тысяч километров) — победили итальянцы Сципион Борхес, Луиджи Барзини и Эттор Гизарди на автомобилях, оснащенных покрышками Pirelli.

Именно тогда появился знаменитый логотип с длинной буквой P, накрывающей все имя компании целиком. В эти годы отцу стал помогать и третий сын — Джорджио. Именно он в 1909 году возглавил лондонский филиал концерна.

Дроби бизнес — и выживешь

На самом деле представители семьи Пирелли оказались весьма прозорливыми бизнесменами, которые не стремились к централизации бизнеса в одном отдельно взятом месте. Такая политика, кстати, спасла компанию во время Первой мировой войны. К тому времени все ниточки руководства уже весьма крупной фирмы сходились в швейцарском Базеле, а предприятия работали в разных странах.

Незадолго до Первой мировой войны старший Пирелли, уже переваливший рубеж в 50 лет, со спокойной совестью отошел от активных дел в компании, оставаясь, впрочем, действующим инженером и активным промышленником. А между тем, Первая мировая прервала промышленный рост и триумфальное шествие Pirelli по миру.

Компания оправилась лишь к концу 1920-х, однако, новая беда — фашистский режим Муссолини — опять не давала развернуться в полную силу. Дуче затеял национализацию ряда областей промышленности. Эти поползновения не обошли стороной и заводы Pirelli. Впрочем, зарубежные филиалы диктатору оказались не по зубам.

Гастоне Брилли-Пери итальянский автогонщик, который выиграл Гран-при Италии 1925 года на Alfa Romeo P2, оснащенной покрышками Pirelli.
Гастоне Брилли-Пери итальянский автогонщик, который выиграл Гран-при Италии 1925 года на Alfa Romeo P2, оснащенной покрышками Pirelli.

Несмотря на постоянную нервотрепку, Пирелли прожил довольно долгую жизнь. Он всегда внимательно следил за своим здоровьем, что называется, не злоупотреблял и старался избегать проблем с лишним весом. Пирелли скончался 20 октября 1932 года в Милане на 84-м году жизни, оставив империю детям и внукам.

После Второй мировой войны, уже к 1950 году, компании Pirelli удалось не только восстановить самостоятельность, но и превысить довоенные показатели.

Cимволом нового подъема итальянской промышленности и главной достопримечательностью Милана тех лет стал построенный к 1960 году на месте первого завода Pirelli 127-метровый небоскреб.
Cимволом нового подъема итальянской промышленности и главной достопримечательностью Милана тех лет стал построенный к 1960 году на месте первого завода Pirelli 127-метровый небоскреб.

В 1950-е на шинном рынке стало тесно, усилилась конкуренция. И Pirelli одна из первых компаний определила одним из важнейших маркетинговых ресурсов на будущее автомобильные гонки. Так, в 1953-м команда Alfa Romeo на резине Pirelli выиграла Гран-при недавно появившегося чемпионата Формулы-1. И все же главным маркетинговым изобретением Pirelli оказались не гонки, а знаменитый календарь.

При чем тут календарь?

История календарей Pirelli началась в 1963 году. Сотрудники британского офиса компании решили сделать новогодние подарки своим состоятельным покупателям, для чего выпустили календарь с высокохудожественными фотографиями полуобнаженных моделей. Разразившаяся чуть позже сексуальная революция, возможно, многим обязана именно этой идее.

Модели были прекрасны, фотографии — тоже. Причем, в календаре не было ни слова о шинах или резиновых кабелях. Однако он впоследствии принес компании несопоставимые с затратами дивиденды в виде мировой известности. Впоследствии аналитики рекламного рынка назвали этот проект лучшим рекламным ходом столетия.

17
В календаре на 2020 год «В поисках Джульетты» фотограф Паоло Роверси вдохновлялся шекспировской драмой, а помогали ему в этом Клэр Фой, Миа Гот, Крис Ли, Индиа Мур, Росалия, Стелла Роверси, Яра Шахиди, Кристен Стюарт и Эмма Уотсон.

В России уже давно

Сотрудничество Pirelli с Россией началось еще в 1961 году, когда по заказу внешнеторгового объединения «Техмашимпорт» Pirelli поставила в СССР оборудование и технологии для производства радиальных шин. А в «восьмидесятые» именно Pirelli принимала участие в создании волоконно-оптической трансконтинентальной линии телефонной связи Вена — Москва — Владивосток.

Сегодня массовый российский потребитель уже не шарахается от Pirelli, как от премиум-бренда, выпускающего дорогостоящие шины только для мощных и спортивных автомобилей.

В России нынче функционирует два завода Pirelli – в Воронеже и Кирове – где выпускается вполне конкурентоспособная для массового рынка продукция.
В России нынче функционирует два завода Pirelli – в Воронеже и Кирове – где выпускается вполне конкурентоспособная для массового рынка продукция.

Инвестиции в оба российские предприятия составили 400 млн долларов, а трудится на них более 3000 человек.