Джованни Баттиста Пирелли — итальянский инженер, конструктор, предприниматель, пионер мирового автомобилизма, один из основоположников шинного производства — родился в 1848 году в Варенне (Италия) в многодетной семье пекаря Сантино и Ривы Розы Пирелли. Он стал их восьмым ребенком.
В тринадцать лет способного Джованни отправили в Милан, где он начал заниматься в техническом институте Святой Марты математикой и физикой. Однако более всего юношу привлекали всевозможные механизмы и принципы их работы. В 17 лет Пирелли, уже слушатель высшего технического института Милана, готовится стать инженером.
Джованни, говоря современным языком, был отличником. Поэтому не удивительно, что по окончании учебного заведения в числе двух лучших выпускников он был удостоен «Премии Крамер» в размере трех тысяч лир. Помимо денег Джованни получил возможность стажироваться за границей. Чем он блестяще и воспользовался.
Своя фирма уже в 23 года
Целый год (1870-1871) он изучал новые станки и механизмы в тех отраслях, которые в Италии не были развиты. И, постоянно консультируясь со своим научным руководителем, Пирелли пришел к выводу, что наибольшие перспективы кроются именно в обработке каучука. Поэтому вновь вернувшись в Милан, он не только всерьез занялся химией, но и засел за написание масштабного доклада, где обосновывалось создание в Милане завода по производству резинотехнических изделий.
Пирелли был беден, и для его начинаний требовались немалые деньги инвесторов. В 1872 году его доклад произвел нужное впечатление в кругах финансистов. Свою позитивную роль сыграли и его бывшие наставники по высшей миланской инженерной школе. И уже в том же году при поддержке инвесторов 23-летний инженер Джованни Батиста Пирелли с компаньонами приобрел в Милане небольшое предприятие по производству резиновых изделий и зарегистрировал собственную фирму.
Без трудностей не обошлось, но энергичность и знания молодого инженера делали свое дело. Через год на заводе трудилось 45 человек. Они выпускали шланги, брандсбойды и прочие товары из резины. Пирелли сопутствовал успех.
Ну а потом в Италии, и в Милане в частности, появились первые автомобили. На заводе, разумеется, тут же возникла идея заняться производством и усовершенствованием велосипедных и автомобильных шин. И в 1890 году на миланском предприятии открыли цех по производству покрышек.
Экспорт рос гигантскими темпами, открыто представительство в США, в нескольких европейских странах. Одновременно развивался бизнес по производству и продаже электрических кабелей: неподалеку от Барселоны фирма открыла соответствующее предприятие. А чуть позже по заказу самого Пирелли был построен кабелеукладочный корабль «Милан».
До поры до времени производство покрышек оставалось в Италии. В начале 20 века Джованни уже помогали его старшие сыновья Пьеро и Альберто (всего у него было восемь детей). А в 1907 году в одном из первых дальних автопробегов в истории — по маршруту Париж-Пекин (17 тысяч километров) — победили итальянцы Сципион Борхес, Луиджи Барзини и Эттор Гизарди на автомобилях, оснащенных покрышками Pirelli.
Именно тогда появился знаменитый логотип с длинной буквой P, накрывающей все имя компании целиком. В эти годы отцу стал помогать и третий сын — Джорджио. Именно он в 1909 году возглавил лондонский филиал концерна.
Дроби бизнес — и выживешь
На самом деле представители семьи Пирелли оказались весьма прозорливыми бизнесменами, которые не стремились к централизации бизнеса в одном отдельно взятом месте. Такая политика, кстати, спасла компанию во время Первой мировой войны. К тому времени все ниточки руководства уже весьма крупной фирмы сходились в швейцарском Базеле, а предприятия работали в разных странах.
Незадолго до Первой мировой войны старший Пирелли, уже переваливший рубеж в 50 лет, со спокойной совестью отошел от активных дел в компании, оставаясь, впрочем, действующим инженером и активным промышленником. А между тем, Первая мировая прервала промышленный рост и триумфальное шествие Pirelli по миру.
Компания оправилась лишь к концу 1920-х, однако, новая беда — фашистский режим Муссолини — опять не давала развернуться в полную силу. Дуче затеял национализацию ряда областей промышленности. Эти поползновения не обошли стороной и заводы Pirelli. Впрочем, зарубежные филиалы диктатору оказались не по зубам.
Несмотря на постоянную нервотрепку, Пирелли прожил довольно долгую жизнь. Он всегда внимательно следил за своим здоровьем, что называется, не злоупотреблял и старался избегать проблем с лишним весом. Пирелли скончался 20 октября 1932 года в Милане на 84-м году жизни, оставив империю детям и внукам.
После Второй мировой войны, уже к 1950 году, компании Pirelli удалось не только восстановить самостоятельность, но и превысить довоенные показатели.
В 1950-е на шинном рынке стало тесно, усилилась конкуренция. И Pirelli одна из первых компаний определила одним из важнейших маркетинговых ресурсов на будущее автомобильные гонки. Так, в 1953-м команда Alfa Romeo на резине Pirelli выиграла Гран-при недавно появившегося чемпионата Формулы-1. И все же главным маркетинговым изобретением Pirelli оказались не гонки, а знаменитый календарь.
При чем тут календарь?
История календарей Pirelli началась в 1963 году. Сотрудники британского офиса компании решили сделать новогодние подарки своим состоятельным покупателям, для чего выпустили календарь с высокохудожественными фотографиями полуобнаженных моделей. Разразившаяся чуть позже сексуальная революция, возможно, многим обязана именно этой идее.
Модели были прекрасны, фотографии — тоже. Причем, в календаре не было ни слова о шинах или резиновых кабелях. Однако он впоследствии принес компании несопоставимые с затратами дивиденды в виде мировой известности. Впоследствии аналитики рекламного рынка назвали этот проект лучшим рекламным ходом столетия.
В России уже давно
Сотрудничество Pirelli с Россией началось еще в 1961 году, когда по заказу внешнеторгового объединения «Техмашимпорт» Pirelli поставила в СССР оборудование и технологии для производства радиальных шин. А в «восьмидесятые» именно Pirelli принимала участие в создании волоконно-оптической трансконтинентальной линии телефонной связи Вена — Москва — Владивосток.
Сегодня массовый российский потребитель уже не шарахается от Pirelli, как от премиум-бренда, выпускающего дорогостоящие шины только для мощных и спортивных автомобилей.
Инвестиции в оба российские предприятия составили 400 млн долларов, а трудится на них более 3000 человек.