Харви Файерстоун — человек, который заново изобрел колесо
20 декабря в 1868 году на свет появился Харви Файерстоун. Торговец конными повозками в городе Акрон (Огайо, США), в августе 1900 года он основал шинное производство — компанию Firestone Tire&Rubber Co, на первом заводе которой работало 12 человек.
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/d4dcb0ab-b5ed-58ea-a5cc-42abdafdcb6c/AQABxUxhz1bzI8C9qaH2I5C7uHSrm_HsTJxe4e0ESmR2nOB2vCVNqXpDXyHddlUaSwCxWtak8h_J07p-M9-0icSmsTo.jpg)
Сегодня Firestone Tire and Rubber Company — североамериканская компания, базирующаяся в штате Теннесси, — производитель шин для легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, тяжелых грузовиков и автобусов. В середине XX века Firestone оказался крупнейшим производителем шин в мире и лидером в производстве шин для автоспорта. А с 1988 года Firestone входит в корпорацию Bridgestone.
Можно сказать, что Харви Файерстоун заново изобрел колесо, начав в 1908 году выпуск шин с противоскользящим рисунком протектора, улучшающим сцепление с дорогой (является промышленным стандартом и сегодня). В 1911-м случилась первая победа автомобиля с шинами Firestone в гонках Indy 500.
Во время Первой Мировой Войны грузовые автомобили доказывают свою значимость в деле поставок для фронта. А Firestone оказывается первопроходцем в индустрии грузоперевозок, тем самым навсегда изменив индустрию логистики.
В 1920-м впервые за историю гонок Indy 500 победа достигается всего на одном комплекте шин Firestone. В том же году Firestone совершенствует свой метод изолирования шинных кордов от внутреннего нагрева шины. А уже через два года начинается производство первой в мире шины низкого давления с повышенной износостойкостью протектора и, как следствие, повышенной проходимостью по сравнению со среднестатистической шиной.
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/089d3762-09e6-5cc0-98d3-e9236ca883e8/AQABULahlqgY8zAwRQNUEKGeCRVjLJ_7Z_wMPvD2ogccnqBz3MbGcL5fvLomw5lBSir7kHu135puRT-bNbR3Mp1Cfvw.jpg)
В 1930-м Файерстоун презентует первую пневматическую шину низкого давления для сельхозтехники. Это колесо уже не дает такой дикой вибрации и жесткости. Растет экономичность, сцепление и комфорт вождения становятся очевидными преимуществами новинки. В 1940-м, теряя из-за войны поставки натурального каучука, Firestone разрабатывает синтетический каучук и начинает производить шины для военной техники. Не забывая при этом регулярно выигрывать Indy 500, уже на шинах из искусственного каучука.
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/8406436b-7cc1-5f6f-8f9f-a4fcf6bb0829/AQABefWj-0PVKzpffNfBNc-qQR8EqSK_vf9-g5cTT2lgEkmcD2Fzsxz2_s14z5pKRYWQklSm3q1LJwYJpBbmbnRACJc.jpg)
Спрос на шины растет, и в 1955-м компания производит почти 500 тысяч килограмм каучука в день, став крупнейшим производителем в мире. 1965 год — презентация широких низкопрофильных шин для автомобилей с высокими эксплуатационными характеристиками. И как результат — новый мировой рекорд скорости на шинах Firestone, установленный болидом с реактивным двигателем на соляном озере в Бонневиль, штат Юта, — 927 км/ч! Кстати, первые радиальные шины с технологией run-flat, позволяющей проехать на спущенном колесе до 80 километров, тоже дело рук Firestone (1975 год).
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/34990a68-812d-51df-a4dc-a3d971a98a56/AQABrAsfPdYwC8MD40UJTIiGR5d3mBHLr3yYe-oY5Z2ptW7j72RPUJCAW5URFMoCSeSBD98A72T7dwO0s5Yuu6YW2Sw.jpg)
В 1983 году компания устроила настоящую революцию в производстве радиальных шин. С этого момента и по сегодняшний день все автомобили, производящиеся на территории США, комплектуются только радиальными шинами. А в 1988-м Bridgestone и Firestone объявляют о создании совместного производства. И совсем скоро объявлено о приобретении компании Firestone японским шинным производителем Bridgestone.
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/e532db33-d50e-5ca9-972f-37e2c6470b05/AQABgzbcyJviQSno__yihkx7Wq_-SjIQeb01oPzUAM18PCursS1w4X0UMVgaAU7bBElV-OaQWVO47o09i5NnycVNUow.jpg)
В 2016-м в честь столетнего юбилея гонок Indianapolis 500 компания Firestone разработала юбилейные шины, идеальные для использования непосредственно на гоночном треке. Гонку выиграл Александр Росси на шинах Firestone.
![Фото: Firestone Фото: Firestone](https://resizer.mail.ru/p/af734d60-b215-534c-a14e-13aaebacaa5c/AQABNuuL_4kW5Tqns4PRPDDqfelzaHS-8Y-EJb2W1oxwFtS-i4AbjJvkYtMpUkrGxdzY3MJwH87qptHfPG_FuEqpNQA.jpg)
Прорыв века!
![Фото: United States Patent and Trademark Office Фото: United States Patent and Trademark Office](https://resizer.mail.ru/p/c94751f6-a9e8-5bd9-8967-472f0102a343/AQABWHtdVAilgYdiJWdJy3SRl1WysAevCe9j6EyYO4Q4eyBOB1dtZBbuUqIBnh2PhIx_MyI5MLs_1qm5IQWQU3H3ojc.png)
Другая история, связанная с шинами и датой 20 декабря, началась в 1892 году. Именно тогда инженеры Александр Браун и Джордж Стиллман из американского городка Сиракузы (штат Нью-Йорк) получили первый патент на пневматические автомобильные шины.
Собственно, история появления некоего подобия пневматической шины лежит гораздо глубже. К истокам появления шины с большущим допуском можно привлечь даже Чарльза Макинтоша, который в 1823 году додумался пропитать жидким каучуком льняную ткань, придав ей водо- и воздухонепроницаемые свойства. Тогда вышел непромокаемый плащ с одноименным названием. А изобретателем пневматической шины становится Джон Бойд Данлоп, который в 1887 году отрезает кусок шланга по размеру окружности велосипедного колеса, приспосабливает к нему ниппель, заваривает «резиновую сосиску» в кольцо и становится известным на весь мир.
Что же касается Брауна и Стиллмана, то до них шины для автомобильных колес изготавливают из цельной резины, что превращает поездку в настоящую скачку по кочкам, тогда как на колеса карет и велосипедов пневматические шины уже устанавливали. Покрышка Брауна и Стиллмана не требовала крепления к ободу колеса, а держалась на нем за счет давления, создаваемого изнутри при надуве. Иными словами, они впервые запатентовали те самые автомобильные колеса, на которых мы ездим до сих пор.