Компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) не сможет продать 20 самолетов SSJ100 за год, как ранее было запланировано. Изначально в плане продаж была указана цель реализовать около двух десятков «Суперджетов», об этом в апреле 2019 года сообщал «Коммерсант». Потом планы были скорректированы до более скромной цифры в 16 машин. В итоге по состоянию на середину декабря был реализован всего один самолет, сообщает РБК.
У столь слабого спроса несколько причин, одна из них — в том, что с 2020 года нулевая ставка НДС будет распространяться и на самолеты отечественного производства. Поэтому перевозчики затягивают с покупкой самолетов, пояснил РБК исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Вторая причина, которая повлияла на реализацию планов ГСС, — длительные переговоры по поставкам с “Аэрофлотом”. Из ста самолетов [по контракту от сентября 2018 года] было принято решение только по первой партии. Конечно, для переговоров о поставках новым клиентам негативным фоном стала майская авиакатастрофа», — пояснил эксперт.
За границей дела у «Сухого» тоже шли неважно. В феврале 2019 года ирландский перевозчик CityJet (единственная европейская компания, эксплуатирующая Superjet) отказался от этих самолетов. CityJet по сути сдает свои самолеты «в аренду» другим авиакомпаниям, и все ее SSJ100 летали по маршрутам Brussels Airlines. Но вскоре Brussels Airlines отказалась арендовать SSJ100, объяснив, что из-за нехватки запасных частей эти самолеты слишком долго простаивают.
SSJ100 оказался в «самом невостребованном» сегменте на рынке — маленький лайнер на 100 пассажиров.
«Изначально он создавался как региональный самолет, но в итоге модель изменили, количество мест увеличили и получили что-то среднее — ни региональный, ни магистральный», — рассказал РБК главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров
Впрочем, ситуация может измениться уже в начале следующего года. В ближайшие дни ГСС может заключить контракт на поставку еще пяти SSJ «Аэрофлоту». Также поставку одного «Суперджета» ожидает авиакомпания «Северсталь». А норвежская авиакомпания-лоукостер Norwegian Air Shuttle заключила с ГСС меморандум о поставке 40 самолетов SSJ100 с возможностью летать по транссибирскому маршруту.
Также Авто Mail.ru ранее сообщал о том, что Россия рассматривает возможность поставки партии из 16 самолетов SSJ100 («Сухой Суперджет») пакистанской авиакомпании Pakistan Air. Как рассказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, переговоры на эту тему уже ведутся и они продолжатся в 2020 году.
Читайте также: