Согласно нашему исследованию, в котором приняли участие более 13,5 тысяч читателей, подавляющее большинство считает водителей каршеринга угрозой безопасности и комфорту на дорогах. Лишь 12,8% опрошенных никак не выделяют их на фоне всех остальных водителей, а оставшиеся 77,2% считают их «особенными». Из этих 77 процентов 19,6 процентных пункта выделяют только лихачество как отличительную черту поведения пользователей каршера, 11,6 замечают в основном большое количество неуверенных новичков, а 56 процентных пунктов (то есть больше половины респондентов) считают, что за рулём каршеринга хватает и тех, и других.
На вопрос о нарушениях, которыми чаще всего грешат водители «общих» машин, самым популярным ответом оказалось превышение скорости. С учётом того, что у нас и так почти все едут «со скоростью потока», то есть +20 км/ч, чтобы выделиться на этом фоне — нужно ехать ещё быстрее. С небольшим отставанием от этого прегрешения идёт езда без поворотников и наружного освещения. И если первое можно списать как на неопытность, так и на хамство, то второе связано с тем, что светотехника у современных автомобилей работает по разной логике и управляется по-разному.
В одних машинах пользователь видит подсвеченную приборку и думает, что и снаружи свет включен, хотя по факту горят только дневные ходовые огни, а задняя оптика и фары не работают. Где-то пользователь включает всё что можно, включая слепящую заднюю противотуманку. Другой однажды поездил на модели с датчиком света и режимом «авто» и думает, что это есть в любом автомобиле. А кто-то просто спешит (ведь в каршеринге время — буквально деньги) и не тратит время на поиски способа включить фары в незнакомой машине.
С мизерным отставанием от пренебрежения пользованием светотехникой абсолютно одинаковое число опрошенных (а это больше половины в каждом случае!) проглосовало за несоблюдение «каршероводами» рядности движения (поворот не из того ряда, движение прямо из полосы для поворота и т.п.) и откровенное хулиганство — «дрифт», «шашки» и подобное. Почти так же часто пользователи отметили нарушение правил парковки. И даже наименее популярные ответы про свинство и вандализм и полное незнание ПДД набрали по 40% голосов! Немало.
Интересно, как ведут себя наши читатели, когда рядом в потоке замечают каршеринговый автомобиль. Почти половина (47,3%) опрошенных постарается сменить ряд или увеличить дистанцию, чтобы держаться подальше от потенциальной опасности! Правда, вторая половина (49,4%) ничего не предпримет. А в явной собственной агрессии по отношению к пользователям каршеринга признались лишь 3,3% водителей.
Интересно, какие явления респонденты опроса назвали в качестве причин свинского поведения существенной части пользователей каршеринга. С большим отрывом от прочих идёт вариант с низкой культурой в обществе. Второй по популярности ответ — проблема существования «левых» учётных записей, которые дают возможность сесть за руль под чужим именем и творить с автомобилем всё что угодно — пока не поймают с поличным. Или не поймают вообще, вероятность чего весьма велика.
Ведь найти концы в этом случае сложно, и безнаказанность порождает соблазн покуражиться. С одной стороны, это всё та же проблема низкой общей культуры, а с другой стороны повод для каршеринговых фирм усовершенствовать систему верификации личности. И многие компании уже этим заняты, вводя всё новые технические решения. Для добропорядочных пользователей такие усложнения могут создавать неудобства, но в конечном итоге они работают на общую безопасность сервиса.
Примечательно, что ни одна из предложенных причин не оказалась непопулярной у читателей. Практически одинаковое (и довольно существенное — от 32 до 44%) количество людей указали среди проблем каршеринговых сервисов в России, влекущих бескультурье за рулём, сразу несколько явлений. Это недостаточная неотвратимость и недостаточная суровость наказания, слишком низкий возрастной ценз пользования каршерингом и желание сэкономить из-за высокой стоимость услуги. Хотя с нынешним уровнем цен сервис можно считать в целом доступным. Но с учётом этого тяга к минимальным тратам у отдельной группы пользователей может преобладать над здравым смыслом.
Наконец, животрепещущий вопрос с парковкой, которая для пользователей каршеринга в Москве бесплатна. Готовых платить водителей на личных автомобилях это раздражает, так как во многих районах часто невозможно найти место даже за деньги. В том числе потому, что места забиты ожидающими своих новых наездников автомобилями каршеринговых сервисов. Поэтому большая часть опрошенных (36,7%) сошлась во мнении, что бесплатную парковку для каршеринга в Москве нужно отменить, а оставшиеся почти 2/3 респондентов разделились поровну: что отменять не нужно и что нужно пересмотреть парковочные льготы в сторону их сокращения.