День в истории: прощание с легендарным «даблдеккером»

Классические «даблдеккеры», двухэтажные автобусы Routemaster, ставшие такими же неотъемлемыми символами британской столицы, как Биг Бен, Тауэр-бридж и характерная красная телефонная будка, покинули регулярные маршруты 9 декабря 2005 года

К этому моменту «даблдеккеры» эксплуатировались в городской транспортной системе Лондона уже полвека и не вписывались в новые нормы. И если проблемы с неэкологичностью старых дизелей удалось решить заменой двигателей на более современные, то с взятым курсом на обеспечение безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями поспорить не удалось. Оборудовать престарелые «Рутмастеры» пандусами не стали — их заменили более современными автобусами.

В моторном отсеке Rootemaster побывали разные модификации двигателей — в основном это были дизели производства AEC рабочим объемом 9,6 и 11,3 л, а также 9,8-литровые агрегаты Leyland. Трансмиссия — автоматическая или полуавтоматическая. После того, как эти моторы морально устарели и не смогли отвечать ужесточенным экологическим требованиям, их стали заменять более современными агрегатами — это и продлило век «Рутмастеров», которые встретили на маршруте новое тысячелетие и смогли проработать в нем еще полдесятилетия.

Перед окончанием регулярной эксплуатации эти машины обслуживали 159 маршрут — от Марбл Арч до железнодорожной станции Стэтхем. Такой путь проделал и последний Routemaster на маршруте. Это случилось 18 лет назад — 9 декабря 2005 года.

Прототип AEC Routemaster был показан в 1954 году
Прототип AEC Routemaster был показан в 1954 году

Самый первый прототип этого автобуса разработки британской компании AEC (Associated Equipment Company) был показан в 1954 году, в 1956-м он вышел на дороге Лондона, а с 1959 года в массовом порядке новыми машинами стали заменять троллейбусы на городских маршрутах. Также Routemaster пришли на смену довоенным «даблдеккерам» марки Leyland — ведь концепция вместительного двухэтажного автобуса, способного передвигаться по узким улицам крупного города, тогда была уже устоявшейся для столицы Великобритании.

За два десятилетия массового производства новой модели Routemaster, вплоть до 1968 года, было построено около 2400 тысяч экземпляров различных модификаций. Длина первых «Рутмастеров» была около 8 м, а точнее — 27,5 фута (8,4 м). Впоследствии появились и удлиненные версии — длиной 9,1 и 9,5 м. Вместимость — от 57 до 72 сидячих мест.

6фотографий

Однако увеличение размеров и, соответственно, вместительности этих машин встретило недовольство со стороны профсоюза транспортников. Профсоюзные активисты указали на то, что увеличение вместимости увеличивает нагрузку на кондукторов автобуса. А такие автобусы работали только с кондуктором — эти сотрудники не только продавали билеты, но и помогали войти в автобус пожилым людям и инвалидам.

Необходимость присутствия кондуктора была вызвана не только большими размерами автобуса, но и физической невозможностью для водителя проконтролировать наличие билетов. Если в автобусы другой конструкции был принят вход через переднюю дверь, то здесь для посадки служила единственная задняя площадка.

После списания классические Rootemaster избежали участи в приказном порядке быть изрезанными на металлолом — комплектные автобусы в том числе продавали желающим. Нередки случаи, когда отслужившие свое машины используют в качестве кафе. Отдельные экземпляры списанных автобусов из британской столицы можно видеть и в российских городах.

Фото: routemaster.org.uk
Фото: routemaster.org.uk

А в Великобритании с 1988 года существует клуб владельцев раритетных «даблдеккеров» Routemaster Association — в его задачи входит обмен технической информацией, просветительство и содействие в поиске запчастей. Ведь для того, чтобы содержать в исправном состоянии автобус родом из середины прошлого века, важно не только наличие средств, но и круга единомышленников, «зараженных» общей идеей.

Но со снятием с эксплуатации автобусов родом из пятидесятых имя Routemaster не кануло в Лету — на лондонских маршрутах с 2012 года эксплуатируются New Routemaster — современные двухэтажные автобусы с гибридным дизель-электрическим приводом.